За 2009 год 27 летчиков и бортпроводников снимали с рейсов из-за сильного алкогольного опьянения. На следующий год нарушителей сухого закона было уже одиннадцать. А в 2011-м и того меньше — всего семь. Авиаторов-пьяниц стало меньше или просто их стали меньше ловить? Под давлением Минтранса наша могучая Росавиация попробовала разобраться в этом непростом вопросе.
И действительно, за прошлый год с рейса сняли всего лишь трех пилотов и четыре бортпроводника. При этом большинство инцидентов случилось в октябре-ноябре. Волею судеб именно тогда, в начале октября, и состоялось скандальное закрытое совещание министра транспорта Игоря Левитина.
Левитин тогда грозно заявил, что российские пилоты продолжают выпивать, а авиакомпании зачастую покрывают своих сотрудников. После чего он устроил разбор полетов всему руководству Росавиации.
Читайте также: Алкотестеры против пьяных пилотов
И правильно сделал, мне кажется. Ну вот представьте себе — вы заходите на борт самолета, усаживаетесь в кресло, пристегиваетесь — и вдруг слышите в динамике пьянющий голос, на который никаких экспертиз или алкотестеров уже не надо: "Командир экипажа приветствует вас!".
Предполагаю, что у кого-нибудь из пассажиров инфаркт бы случился… Нетрезвый водитель за рулем автомобиля — увы, знакомая эта картина… Шофер под винными парами — потенциальный убийца, всем известно. А что произойдет, если пьяным окажется капитан огромного пассажирского авиалайнера?
По словам представителей Росавиации, у всех летчиков, которые в прошлом году попались на проверках, отозваны лицензии. Это пилоты из "Скай Экспресса", ФГУП "Международный аэропорт Оренбург" и авиакомпании "Якутия". Что касается бортпроводников, то только за октябрь и ноябрь 2011 года из-за алкогольного опьянения на предполетном осмотре отстранили двух стюардов и одну стюардессу "Авиакомпании "Ютэйр". Одного стюарда-нарушителя выдала авиакомпания "Сибирь".
Ловят авиаторов и на наркотиках. Так, второго пилота АН-24 медицинская комиссия авиакомпании "Якутия" поймала на употреблении психоактивных веществ перед полетом. Его сразу же отстранили на шесть месяцев от службы и отправили наблюдаться в наркодиспансер, потом он написал заявление на увольнение по собственному желанию. В ноябре 2011 года командира экипажа ЯК-758 и бортпроводницу той же самой компании "Якутия" обвинили в употреблении марихуаны перед рейсом.
Читайте также: Пилота заменит… "чёртов компьютер"
Кстати, в отечественной авиации даже есть официальная классификация выпивающих. Они могут быть просто пьяницами, а могут быть и алкоголиками. Алкоголиков к полетам вообще не допускают, а вот обычный бытовой пьяница к полетам допущен быть может, но только после углубленного медицинского обследования в стационарных условиях и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в течение двух-трех месяцев.
Вспоминается история, рассказанная не так давно моим давним товарищем, летчиком гражданской транспортной авиации на пенсии. В последние годы предполетный медицинский контроль в российских аэропортах, конечно, на высоте — пьяному за штурвал пробраться непросто.
Но лет пятнадцать назад, во времена "лихих" 90-х, когда самолетное хозяйство переживало нелегкие времена полуразвала, заправляться алкогольным "горючим" было у некоторых летчиков чем-то вроде традиции. Вспоминаете сцену из незабвенного кино "Особенности национальной охоты", в которой летчики за пару поллитровок везли в бомболюке корову? В ней достаточно правды…
Читайте также: Самые большие секреты пилотов
Представьте такую картинку тех дремучих лет, живописно озвученную моим товарищем-летуном. 1994 год. Грузовой "Ан-24" готовится к полету на заросшей мхами взлетной полосе в глубокой сибирской тайге. Состояние "взлетки" аховое, состояние самолета не лучше. Но состояние первого и второго пилотов вообще никакое.
Их выносят из деревянного здания аэропорта буквально на руках. Лететь вроде бы недалеко, в другой такой же таежный аэропортик в 500 километрах. Пилоты вскарабкиваются на борт, крутят ручки, щелкают тумблерами — профессионалы, мастерство не пропьешь. Взлетают без проблем.
Читайте также: Британская авиакомпания научит пассажиров выживать в авиакатастрофах
И тут, минут через двадцать, летчики вдруг начинают медленно понимать, что на борту самолета они вдвоем. То есть нет ни инженера, ни штурмана — никого! Куда лететь надо — вспомнить не могут. Хорошо, что еще светло, внизу хоть что-то видно.
Покружили, полетали — может, осенит. Связь почему-то вырубило, спросить не у кого. Запели: "Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги!" И тут в "зеленом море" мелькает что-то вроде взлетной полосы.
Посадка была мастерской, мягкой и плавной, с первого захода. Вылезли из самолета, побрели к одноэтажному зданию, в аэропорт. Оказалось, прилетели туда же, откуда час назад вылетели… Таких историй множество может порассказать любой бывалый летчик. Причем все признают, что нынче в России с пьянством за штурвалом строго, не то, что после развала СССР.