Если разобраться, то практически каждый человек может припомнить в своей жизни какое-нибудь безалаберное утро: неожиданно проспал, в спешке залил горячим кофе костюм, потом машина не завелась или автобус задержался, и… опоздал на работу! Так вот, объяснение причин опоздания начальству, без сомнения, можно считать одним из самых увлекательных творческих процессов человечества.
Каких только оправданий не услышишь от припозднившихся. Отечественные юмористы отдыхают, драматурги выдергивают с лысин последние волосы, а начальники всех мастей и рангов в голос рыдают… Вообще, по данным социологов, практически 20 процентов людей признаётся в том, что опаздывает на работу, минимум, один раз в неделю.
Примерно 30 процентов людей заранее сообщает по телефону об опоздании на работу. Люди указывают различные причины, по которым они опоздали. Чаще всего это происходит по причине того, что люди что-то забывают дома, и им приходится возвращаться домой. 31 процент людей списывает опоздание на транспорт, бесконечные пробки, 16 — сетуют, что просто проспали, а 18 — объясняют опоздание затянувшимися сборами детей в школу либо детский сад.
Читайте также: Любите опаздывать? Привыкайте уходить ни с чем
Как бы по традиции считается, что мужчины опаздывают на работу реже, чем женщины. Так, никогда не опаздывают на работу, по их собственным словам, примерно 41 процент мужчин, в то время как среди женского населения такой пунктуальностью отличаются всего лишь 35 процентов. Мужчины в меньшей степени склонны искать оправдания опозданиям на работу. Лишь 22 процента мужчин ищет какой-то благородный предлог, чтоб объяснить задержку, а вот среди женщин число обдумывающих достойную причину для озвучки начальству достигает 29 процентов. Ситуацию комментирует "Правде.Ру" психолог, кандидат медицинских наук, доцент Игорь Янушев:
"Действительно, в среднем от четверти до трети всех людей офисных профессий вместо того, чтобы по-честному объяснить начальству истинную причину опоздания, порой дают свободу своей фантазии и плетут такое, что диву даешься… Ну, тут все с точки зрения человеческой психологии вполне объяснимо. Многие люди придумывают оправдания, поскольку боятся, что их могут уволить, лишить премии, отчитать при всех, затормозить возможности карьерного роста.
Однако не так давно социологами все-таки установлено, что на самом деле примерно 45 процентов офисных руководителей вообще не обращают вниманиия на опоздание подчиненных и не ругают их за это. Конечно, если те хорошо справляются со своими обязанностями и показывают хорошие результаты в работе. И лишь примерно 25 процентов руководителей рассматривает опоздание на работу как нечто из ряда вон выходящее.
Несколько другой подход, нежели в офисах, к опаздывающим сотрудникам промышленных предприятий. Особенно строги к тем, чья работа связана с конвейерным производством, причем по совершенно понятным причинам. Им и через вахту трудно незамеченным проскользнуть, и работа без них стоит… В общем, на таких объектах люди гораздо чаще придумывают причины опозданий, чтобы звучало посолидней.
Какой тип поведения можно посоветовать людям, которые по разным причинам систематически опаздывают на работу? Да тут одна рекомендация: поработайте над собой, систематизируйте хоть немного свою жизнь, пораньше ложитесь спать, выходите пораньше. И не опаздывайте! Ну, а уж если все-таки опоздали, то не старайтесь придумывать объяснения, но в то же время не показывайте, что опоздание и реакция начальства вам, как говорится, "до фонаря". Постарайтесь хотя бы делать вид, что вы сами очень расстроены опозданием, что осознали свою вину и что вы хотите постараться сделать все, чтобы такое больше не повторилось. Извинитесь перед коллегами и начальством. А объясняя причину опоздания, без специальной на то надобности не вдавайтесь в детали".
Читайте также: Как избавиться от привычки опаздывать?
Помимо типичных, вполне обыденных оправданий встречаются и странные, из ряда вон выходящие, придуманные людьми, которые опаздывают на работу хронически. Автору этих строк когда-то несколько лет подряд пришлось поработать начальником, хоть и очень небольшим, но все-таки. С тех лет и хранятся у меня очень необычные объяснения немногочисленных опаздывавших подчиненных, которые я записывал в специальный блокнот. Да и в интернете, кстати, таких приколов полно. Вот некоторые из таких "объяснительных".
"Я не услышал звук будильника, мне это показалось необычным, и я подумал, что, видимо, у меня что-то со слухом. По этой причине решил заехать перед работой к "ухо-горло-носу" в поликлинику, где была очередь. К счастью, тревога оказалась ложной. Уже выяснилось, что жена просто забыла завести будильник".
"Мне приснилось, что меня уволили с работы. И, поскольку никуда больше идти было не надо, я продолжил спать. А когда проснулся, обнаружил, что я все-таки не уволен. Прошу понять и простить".
"Пока я стоял на перекрестке в пробке, ко мне в машину подсела девушка легкого поведения. Мне пришлось долго ее уговаривать выйти из машины. Пока я ее уговаривал, заглохла машина, и мне пришлось вызывать техпомощь. Когда вместо техпомощи приехал эвакуатор, я решил ехать на работу в метро, что оказалось не так быстро, как мне казалось. Прошу не наказывать, я все осознал!".
"Переводил через дрогу несчастную старушку, но оказалось, что ей туда было не надо, пришлось переводить обратно. Это все заняло очень много времени, так как старушка очень сильно ругалась и обещала вызвать стражей порядка. И мне очень долго пришлось объяснять ей, что я вообще-то совершаю благородный поступок".
Шутки шутками, но в некоторых не только столичных, но и провинциальных предприятиях малого бизнеса, в которых ценят своих работников, придумывают разные уловки, чтобы повлиять на тех "ценных кадров", которые крайне нечасто приходят на работу вовремя. Эдакие специфические "гаджеты" фигурируют на многих форумах и в социальных сетях.
Например, в одном офисе начали раздавать бесплатные завтраки за полчаса до начала работы — и народ стал "подтягиваться" пораньше. В одной из столичных автомастерских установили гибкий график, однако с жестким контролем фактически отработанного времени. В другой мастерской за опоздание стали награждать специальной "негативной" кепкой, которую сотрудник обязан носить на протяжении какого-то определенного времени. И что вы думаете — срабатывает!
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"