Американская Фемида верит в бессмертие

Еще одним криминальным рекордом в мире стало больше. Бруклинский суд Нью-Йорка приговорил иммигранта из Украины Максима Гельмана к 200 годам тюремного заключения. Он обвиняется в убийстве четырех человек в 2011 году. Ясно, что из тюрьмы он уже не выйдет, — люди столько не живут, даже маньяки. Но были в истории случаи чудесного выхода на свободу других криминальных "рекордсменов".

Подробности жутких злодеяний 24-летнего Максима Гельмана, рожденного еще в Советском Союзе, привела накануне известная американская газета New York Post. Горе-экс-украинец, которого уже прозвали Бруклинский маньяк, признал себя виновным в убийстве четырех человек, а также в вооруженном нападении и покушении на убийство. Он совершил свое первое преступление в феврале 2011 года после бытового спора с матерью из-за автомобиля.

В результате конфликта Гельман зарезал своего отчима Александра Кузнецова. Затем он отправился на машине матери к дому 20-летней Елены Булченко, которая, по сообщениям СМИ, ранее отвергла его ухаживания. Озверевший маньяк убил девушку, нанеся ей 11 ножевых ранений, а также ее мать Анну. Но и это еще не весь перечень его роковых злодеяний.

Читайте также: Криминальный архив: Чикатило с Севера

Гельман совершил подряд два угона машин, ранив ножом их водителей. На одном из этих автомобилей преступник насмерть сбил пешехода. Задержали Гельмана в метро, где он успел ударить ножом одного из пассажиров. Психиатрическая экспертиза признала Гельмана вменяемым. Но, согласитесь, целый комок преступлений мог совершить если уж и не сумасшедший, то уж человек с явно искореженной психикой. Впрочем, некоторые СМИ раскрывают причины, по которым у бывшего украинца, так сказать, "поехала крыша". Кстати, Максим Гельман в 1994 году эмигрировал в США из Украины вместе с матерью. В 2005 году они получили американское гражданство.

Итак, по версии американских журналистов, Максим Гельман был наркоманом и сам занимался распространением дури в Бруклине. В недавнем интервью газете New York Daily News преступник, будучи за решеткой и снедаемый наркотической ломкой, рассказал об убийстве еще шестерых человек. Собственно, срок заключения в 200 лет не кажется таким уж и большим. По сути, это пожизненное заключение. Почему же ему дали именно 200 лет, а не конкретно пожизненный срок? Ситуацию комментирует "Правде.Ру" член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Васильевич Шмидт:

"Тут все дело в особенностях американской Фемиды. Между прочим, там у каждого штата свои уголовные и гражданские законы, порой весьма необычные. Поэтому юрист (а это, говорят, самая распространенная профессия в США), работающий, например, в штате Техас, не всегда может даже сориентироваться в хитросплетениях законов, скажем, штата Нью-Йорк. То, что Бруклинскому маньяку Бруклинский суд Нью-Йорка дал не пожизненное заключение, а 200 лет тюрьмы, объяснимо. По законам штата, приговоренный к пожизненному заключению уже через 25 лет после вынесения приговора может подавать прошение о помиловании.

Читайте также: Опасный маньяк внутри жертвы

Собственно, если бы он себя хорошо вел, если бы осознал вину и т. д., то судьи могли бы его и выпустить. Представьте — ему 24 года, через четверть века ему будет всего сорок девять, самый зрелый и трудоспособный возраст. А вдруг маньяка выпустят? По-видимому, суду этого очень не хотелось, ведь слишком много он наворотил кровавого и страшного. Вот и дали 200 лет — чтоб там, в тюрьме, он и провел всю жизнь и не смог выйти на свободу. Тем более, что сама совокупность преступлений (в США тоже практикуется так называемое "плюсование сроков") позволяла озвучить в приговоре эту цифру — 200 лет".

Впрочем, Бруклинский маньяк — не самый "рекордный" преступник в истории. Бывали случаи и колоритней, и круче. Издание Аferizm.ru приводит некоторые из них. Самый длительный тюремный срок выпал на долю американца Пола Хейдела. В 1911 году 17-летним юношей он убил человека. Суд обнаружил смягчающие обстоятельства, и вместо смертной казни Хейдел получил пожизненное заключение.

От досрочного освобождения он почему-то отказался и просидел практически весь ХХ век — 69 лет, с 1911-го по 1980 год. Восмидесятишестилетним стариком он был выпущен на волю и покинул тюрьму Фишкилл в Биконе, штат Нью-Йорк. Между прочим, именно благодаря своему "рекордному" заключенному эта тюрьма и попала в книгу Гиннесса. О дальнейшей судьбе страдальца так ничего и не известно. Похоже, именно то, что он отсидел столь рекордное количество лет, — и есть главное дело его жизни.

Читайте также: Маньяки "бывшими" не бывают…

Или вот такая история: 28 лет в одиночке провел Нельсон Мандела, и все эти годы его преданно ждала жена Винни, которую он и бросил вскоре после триумфального освобождения (сидел он в тюрьме на острове Роббен, известной ужасными условиями). В России на самое длительное заключение может претендовать некто Низаметдин Ахмедов, просидевший (правда, с небольшими перерывами) больше 30 лет.

Что касается мрачных рекордов для одиночных камер, то японец Садамити Хиросава в 1948 году отравил нескольких служащих банка цианистым калием, чтобы стащить 370 долларов. Для японца в послевоенные годы это была немалая сумма. Хиросава просидел 39 лет в ожидании смертной казни и умер в 1989 году.

Известная правозащитная организация "Международная амнистия" считает, что дольше всех просидел в одиночке некий кореец Ким Сун Мун, арестованный в Сеуле в 1951 году за шпионаж в пользу Северной Кореи. Он просидел до 1994 года. А самый длительный срок тюремного заключения (правда, не в одиночке) достался все-таки на долю Билла Уоллеса, который в 1925 году в Австралии застрелил человека и прожил в тюрьме последние 69 лет своей жизни. Он умер в 1989 году в тюремной психиатрической больнице, и было ему 107 лет.

Читайте также: Тюремный срок разрешат отработать

Есть рекордные случаи и в российской истории. Так, народоволец Николай Александрович Морозов провел в одиночной камере 23 года, успев разработать за это время новую науку — хронологию. За время заточения он написал более 15 тысяч страниц гениальных научных трудов по астрономии, биологии, геологии, истории, истории культуры, математике, научному атеизму, физике, философии, химии, языкознанию и другим наукам и сделал несколько открытий мирового значения. Через два года после освобождения ему без защиты была присвоена ученая степень доктора наук. А вскоре министерство просвещения царского правительства утвердило его в звании профессора, несмотря на официальное отсутствие даже среднего образования.

А Вера Фигнер, которая провела в одиночной камере 20 лет, ежедневно проходила там по десять верст. Все, кто ее знал, отмечали, что именно на эти 20 лет она всегда и выглядела моложе, словно законсервировавшись на все время заключения, и в 80 лет она сохраняла поразительную живость ума.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"