Относительно недавно в российских школах стали проводить "Уроки толерантности", а также конкурсы и игры на аналогичную тему. Причина ясна — вместе с растущим потоком мигрантов растут и проблемы, в том числе националистического толка. А значит, детей надо учить любви и терпимости. В Петербурге такой конкурс закончился скандалом — в "толерантных" играх победила команда учеников с неонацистским лозунгом.
В центре всеобщего внимания оказалась питерская школа №420. Не так давно здесь проходила интерактивная игра "Как быть толерантным", посвященная Международному дню этой самой толерантности. В конкурсе победила команда учеников 8-а класса.
Вряд ли вся эта информация показалась бы интересной кому-нибудь, кроме самих школьников, если бы не название команды — 1488.
Для тех, кому эти цифры ничего не говорят, поясню: 1488 — это кодовый лозунг неонацистов. 14 — это: "Мы должны защитить само существование нашего народа и будущее для белых детей", а 88 — всем известное: "Хайль, Гитлер!". Оба лозунга придумал Дэвид Лэйн — член организации белых сепаратистов The Order.
То есть, не в том месте смышленые восьмиклассники, как сейчас говорят, "потроллили" учителей, а те ничего и не поняли. Школьники даже получили грамоту, которая очень быстро разошлась по интернету, а уже потом, как водится, вспыхнул скандал.
Читайте также: Копаясь и закапываясь в прошлом
По мнению эксперта по международным отношениям, научного сотрудника Этнографического музея Дмитрия Дубровского, произошедшее "чудовищно скорее по этическим, нежели по каким-то криминальным причинам". Он назвал катастрофой то, что преподаватели "не врубаются" в подобные вещи. "Я бы на месте преподавателей признался открыто, что они этого не понимали, не знали, а теперь знают и понимают, как это опасно. И поговорил бы с учениками, что такое вообще нацизм, откуда он берется. Получаются, что дети этого не знают и не понимают, что за этим стоит. А если дети это все понимают и сделали все осознанно, тогда это катастрофа еще большая", — цитирует Дубровского питерский "АиФ".
Почему учителя "не врубаются" — вопрос интересный. Заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Любовь Духанина считает, что школьные учителя, которые закончили вуз 20-25 лет назад, оказались сейчас в очень сложной ситуации. В те времена, когда они получали образование, вопрос о проведении "Уроков толерантности" не стоял и не все успели приспособиться к веяниям нового времени, какими бы они ни были.
"Нужно любыми способами расширять кругозор учителя. Учитель сейчас оказался в очень сложной ситуации. Если он 20-25 лет назад закончил вуз, то, безусловно, это опытный педагог, он владеет педагогическими приемами, умеет выстраивать отношения с детьми, но раньше тема религиозного воспитания, содержания религии вообще не была темой в школе, а сейчас это стало новой темой, и, конечно, сейчас нужно максимально возможными способами расширять компетентность учителя", — сказала Духанина в интервью нашему изданию.
Читайте также: Татарский язык до повышения доведет
Другими словами, далеко не все учителя понимают, что за уроки они проводят. Сказали провести урок толерантности — значит, проведем и отчитаемся перед начальством.Сделаем стенгазету, почитаем стихи, нарисуем картинки с разноцветными человечками, держащимися за руки, поговорим про мир во всем мире, дружбу народов и прочие прописные истины, да и хватит. Неонацисты, Дэвид Лэйн — почетные учителя с многолетним стажем работы далеки от всего этого.
Конечно, преподаватель не должен и не может знать обо всем, что его подопечный вычитал в интернете. Видимо, чиновники, генерирующие идеи о "толерантных" играх, уроках и конкурсах, должны сами хорошо продумывать программу подобных мероприятий, дабы они не стали отпиской в отчете, а действительно имели положительный эффект.
Член Общественной палаты РФ, правозащитник Александр Брод считает, что проблема еще более масштабная:
"В свое время кинорежиссер Михаил Ромм говорил, что каждые 20 лет нужно делать прививку от нацизма, он такую прививку сделал фильмом "Обыкновенный фашизм". К сожалению, в последние годы многое упущено в плане просвещения школьников, молодежи, граждан вообще. Наша культура мельчает, становится урывочной, попсовой, пошлой. Такие важные вещи, как история Второй мировой войны, победа СССР над нацизмом отодвигается на задний план, наши школьники имеют представление о Второй мировой войне, очень отдаленное от реальности. В школе сокращено количество уроков на эту тему, нет просветительских передач на телевидении, к сожалению. Единственное явление в сфере кинематографа — это фильмы Никиты Михалкова, далекие от совершенства".
По мнению правозащитника, "современные школьники не представляют, что такое идеология нацизма, какой разрушительный характер она имела, какие чудовищные последствия — массовые уничтожения, разрушение Европы, — какой урон понес СССР и наш народ". "С таким беспамятством нужно что-то делать", — говорит Александр Брод.
Читайте также: Мораль вместо мультикультурализма
Правозащитник уверен, что битву нужно вести по всем фронтам: пересмотреть учебные курсы в школах, высших учебных заведениях, задуматься на эту тему представителям кинематографа, других сфер искусства. "Конечно, нужна федеральная программа по воспитанию культуры, межнационального диалога, предотвращения экстремизма. Есть идея по созданию министерства по делам национальностей, говорится о формировании единой гражданской нации, но шагов реальных пока мало. Мы видим, что идеи человеконенавистничества, расового превосходства овладевают не только умами россиян, но и европейцев. Депутаты, представляющие радикальные националистические партии, поднимают голову в Европе. Россия, учитывая ее многонациональный характер, должна всячески оберегать межнациональное единство", — говорит член Общественной палаты.
То есть как ни крути, но мероприятиями вроде "Дня толерантности" в школе проблему не решить: и для преподавателей, и для учеников это нечто, делающееся для галочки. Традиционные Георгиевские ленты, которые раздаются накануне 9 мая, и автомобильные наклейки "Спасибо деду за победу" тоже вряд ли пробудят в школьниках гордость за Отечество и ненависть к идеям расового превосходства.
По всей видимости, восполнять пробелы в воспитании и образовании подрастающего поколения придется родителям. Правда, для этого многим мамам и папам нужно будет сначала залатать дыры в собственной памяти.