Валентин Телегин: "Классных проектов сегодня больше, чем призовых мест"

Известный российский эксперт в области мобильной разработки подвёл итоги национальной премии Workspace Digital Award и рассказал об уровне участников главных профессиональных конкурсов в сфере цифровых технологий.

В Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей независимой национальной премии в сфере цифровых технологий Workspace Digital Awards. Это второй конкурс от компании Proactivity Grouр, которая запустила "Рейтинг Рунета", за 10 лет ставший одним из самых престижных конкурсов среди создателей сайтов.

Премия Workspace Digital Awards присуждается за лучшие кейсы в сферах дизайна, веб- и мобильной разработки, рекламы и маркетинга, SMM и PR. В жюри традиционно входят лидеры отрасли, руководители digital-агентств и представители крупных заказчиков, имеющих опыт взаимодействия с различными digital-подрядчиками. Участие в Workspace Digital Awards в этом году приняли 390 компаний из России, Белоруссии, Армении, ОАЭ и Узбекистана.

По оценкам организаторов, уровень заявленных кейсов стал на порядок выше — особенно рост был заметен у тех, кто не добился победы в прошлом году. Исправив недочеты и значительно повысив качество, эти команды уже с легкостью вошли в шорт лист нынешнего конкурса.

Так что же по итогу ценнее — престиж победы или мотивация к ее достижению, почему соревновательный опыт необходимая часть профессионального роста и легко ли определить лучший проект, обсудили с членом жюри премии, известным российским экспертом в области мобильной разработки, победителем общенациональной премии "Digital Leaders Award 2023" Валентином Телегиным.

— Валентин, наряду с представителями именитых российских digital-агентств и крупных компаний, таких как Сбербанк, Яндекс и Райффайзен вы вошли в состав жюри премии Workspace Digital Awards. Чем она вам запомнится, и какое впечатление произвели кейсы участников?

— Я думаю, этот конкурс определенно запомнится уровнем работ. Как представитель экспертного жюри я оценивал категорию мобильные приложения и меня очень порадовало качество заявок. Причем авторами многих из них были относительно небольшие и региональные агентства, что вызывает чувство гордости за общий уровень профессионализма отечественной digital-отрасли. Конкуренция вообще была очень высокой. Классных проектов оказалось гораздо больше, чем призовых мест и, к сожалению, ряд хороших кейсов не смогли пройти дальше финала. Поэтому даже попадание в этом году в шорт-лист участникам стоит рассматривать как весомое отраслевое достижение. Мы оценивали кейсы по ряду критериев, среди них — результаты проектов, их особенности, содержание, оформление. Было непросто сопоставлять мобильные приложения, представляющие совершенно разные направления и сферы. Например приложение благотворительного фонда и телекоммуникационной компании. Поэтому приходилось абстрагироваться от конкретных направлений и смотреть только на достигнутые результаты в заявленных критериях. А это очень непростая задача.

— У вас большой опыт судейства. В частности, в прошлом году вы были приглашены в экспертный совет одного из самых престижных конкурсов — национальной "Премии Рунета”. Как правило, к судьям здесь предъявляются высочайшие требования. Зачем нужен строгий отбор, и есть ли особенности в работе жюри этой премии?

— "Премия Рунета" — единственный проект в России, где не только выбирают лучших в сфере высоких технологий и интернета, но и выявляют актуальные тенденции в развитии цифровых технологий. Поэтому компетенция членов жюри должна быть на должном уровне и подтверждена. Все в Экспертном совете имеют опыт судейства в значимых проектах, каждый внес личный вклад в развитие Рунета и признан профессиональным сообществом как эксперт в индустрии.

Что касается особенностей работы, тут стоит отметить, что премия уже не одно десятилетие является знаком качества. Поэтому для определения лидеров используется сложная система двухэтапного голосования. Сначала голосует Экспертный клуб. Это более тысячи IT-профессионалов, которые определяют шорт-лист из трех лучших организаций и десяти проектов в каждой из номинаций. А Экспертный совет, куда был приглашен я, являясь высшим органом коллегии жюри, принимает итоговое решение. Мы постарались хорошо выполнить нашу задачу — объективно оценить проекты и отследить передовые тренды, которые внедряют лучшие игроки цифрового контура России.

— В конце прошлого года вы сами были конкурсантом и победили в Российской общенациональной премии Digital Leaders Award 2023 в номинации "Разработчик года” с проектом многофункционального приложения для управления квартирой и жилым комплексом. Вы несколько лет занимаетесь разработкой в сфере цифровизации онлайн-сервисов, а в вашем портфолио есть награда "Золотое приложение”. С таким опытом одерживать победы уже легче?

— Я занял первое место обойдя более, чем 100 претендентов. Это не может быть легким процессом. Ты никогда не знаешь, что сделали другие, потому что каждый способен совершить прорыв. Поэтому к каждой заявке я отношусь с таким же вниманием и ответственностью, как к самой первой. В этот раз я представил на конкурс многофункциональный сервис управления и контроля квартиры и территории жилого комплекса. Мне удалось учесть все опции, которые могут потребовать домовладельцу: виджет для открытия двери, распознавание лица, гостевые коды для домофона, голосового помощника, возможность хранения записей с камеры домофона. Кроме того, был автоматизирован сбор показаний и их передача в управляющие компании. И именно найденные решения помогли мне одержать победу над множеством других заявленных проектов.

— Многие digital-компании внимательно следят за расписанием профессиональных конкурсов. Я знаю, что они создают даже специальные таблицы с указанием сроков, чтобы везде успеть. Почему конкурсы вызывают такой интерес? Ведь подготовка заявки — это все-таки дополнительная нагрузка к основной работе.

— Я много раз выступал в роли члена жюри различных топовых соревнований и вижу, что компании активно принимают участие в digital-конкурсах. И это радует. Значит есть много грамотных руководителей, которые хорошо понимают ценность участия в таких мероприятиях. С одной стороны награды действительно помогают укреплять свои позиции. Победа — это престиж и статус, это отличная мотивация для сотрудников, ведь результаты проделанной ими работы оценили ведущие эксперты IT-сообщества. Плюс, победы в конкурсах отражаются на рейтингах компании, что позволяет улучшать позиции, привлечь к ним внимание к продукту. Но и это ведь далеко не все, что дают конкурсы. Участники в любом случае получают независимую оценку экспертности своей команды. Где-то возможно личное общение, адресные комментарии, подробный разбор кейса, разбор ошибок — это ценнейший опыт. Его никогда не получишь, если будешь ограничен только границами своей команды. Сама подготовка заявки часто помогает навести порядок в проектах. Команды наконец-то берутся грамотно описать то, что они разработали, упаковать продукт. И это тоже может сделать их разработки привлекательнее для клиентов и повысить продажи, к примеру. А еще премии и рейтинги отличная площадка для знакомств с лидерами отрасли и их командами, и даже будущими партнерами.

— Как и конференции, которые тоже немало способствуют развитию и команд, и индустрии в целом. В конце мая стартует Mobius — техническая конференция для специалистов, связанных с мобильной разработкой. Вас пригласили в программный комитет. Что предстоит делать, и почему вас заинтересовало это предложение?

— В прошлом году я выступал на конференции Mobius как спикер, после чего меня пригласили уже в качестве эксперта, чтобы усилить команду и помочь сделать конференцию лучше. Сейчас мы уже отбираем самые интересные темы и доклады, помогаем спикерам отшлифовать материал, думаем, как подсветить тему, рассматриваем, что можно еще добавить, чтобы раскрыть ее потенциал. Мне нравится этим заниматься. По моему мнению Mobius помогает развитию мобильной разработки и IT в целом в русскоязычном пространстве. Конечно, участие в программном комитете требует сил и времени, иногда это буквально вторая работа, особенно непосредственно перед конференцией. Но чувство причастности к чему-то важному и значимому — это большая ценность.

— Сейчас одна из наиболее значимых премий российского рынка мобильной разработки "Золотое приложение” ведет прием заявок. Несколько проектов вашей команды уже занимали на ней призовые места. Планируете ли принять участие в премии в этом году?

— Да, но на этот раз в другом качестве — меня пригласили войти в состав жюри. "Золотое приложение” — одна из крупнейших премий в области мобильной разработки и она всегда вызывает большой интерес. Благодаря тому, что конкурс проходит ежегодно, мы можем видеть, как растет уровень приложений. Участники нередко демонстрирует новые открытия в области IT-технологий. Я уверен что интересные разработки будут и в этот раз.

В прошлом году было принято более 500 кейсов, в число лучших вошли приложения Мой Tele2, Мобильное приложение театра МХАТ Горького, INVITRO, Госуслуги Культура, ВТБ Мои Инвестиции. Сейчас идет прием заявок. Организаторы продлили срок их подачи до 1 июня. Так что я надеюсь, те кто ещё сомневается, нужно ли участвовать, теперь решится, испытает себя и свои команды и станет благодаря этому опыту лучше.