logo

Большие города от загрязнения спасёт только сознательный отказ от автомобилей

Большие города от загрязнения спасёт только сознательный отказ от автомобилей

Смогом жителей мегаполиса не удивить. Это удушливое облако тревожит нас как летом, так и зимой. Всё зависит от погодных условий. Причём, нередко смог залезает и на пригороды. Если в той же Англии начала прошлого века в рождении смога обвиняли камины и миллионы печей, которые обогревались углём, то сегодня в отравляющей наши лёгкие субстанции виноваты автомобили. Бензиновые.

За последние тридцать лет из Москвы убрали или уничтожили десятки крупных и мелких промышленных предприятий. Но смог остался. На улицах сегодня около 4 миллионов автомобилей, которые пришли на смену сотням дымящихся промышленных труб.

"Революционеры" экологичного транспорта

Сегодня проблемой чистой природной среды, особенно в городах, озабочен весь мир. Неслучайно уже к сегодняшнему дню есть немало проектов по борьбе с автомобильной интоксикацией. Вероятно, если отжать наши лёгкие, то можно выкачать немало бензола с сажей, поверх которых растёкся жёлтый налёт соединения азота и углерода.

Очевидно, чем меньше ваш автомобиль, конечно, не без продвинутого двигателя, тем меньше он потребляет топлива и, соответственно, травит нас. В своё время рекорд ставил автомобиль "Смиль", потреблявший 3 литра на 100 километров. Швейцарская фирма "Венко" вкупе с фирмами-кузовниками взяла как опытный образец "Твинго" от французского "Рено". Кузов из полимеров, двухцилиндровый двигатель с компрессором. Но где он?

В Штатах появился "карпулинг". Для экономии (это и деньги, и стоянки) сотрудники одного предприятия могут совместно пользоваться одним автомобилем. Говорят, перспективно. Тем более, проводился эксперимент, когда на одной из платных автодорог в Лос-Анджелесе бесплатно пропускали машины, в которых ехало не менее трех пассажиров. Такие же "коммунальные" машины уже не облагают тратами на платниках в Сингапуре. Но вот во Франции такой "общак" не пошёл. Французы сослались на своё ещё отсталое воспитание.

Идеальное горючее — это газ. В 1980-х годах немало развозных машин оборудовались специальными примочками для переключения автомобиля с бензина на газ. Сжиженный газ (смесь бутана и пропана) оправдывал себя хотя бы потому, что в голубое небо выбрасывалось меньше окиси углерода и окиси азота.

Но всё опять сложно. Если в СССР не задумывались о спецоборудовании для "газовых" поездок, то, как при капитализме оказалось, это дорого. К тому же, есть проблема и с насыщением в странах газовых автозаправок. Вот так. Газ стоит копейки, а всё остальное — наоборот.

В электромобиль мангал не положишь

Скорее, к фантастике можно отнести проект американской компании "AHC" — электронную магистраль. Если уж на газ некоторые не могут раскошелиться, то что уж говорить о таком штучном товаре. Понятно, что оснащение машин бортовыми компьютерами — недешёвая вещь, плюс специальные автодороги со специальными электронными дорогами. Но если знать, что за этим проектом стояли и военно-промышленные предприятия США, можно только догадываться, о какой экологии идёт речь.

Шум двигателя и бензиновое амбре не даёт электромобиль. Правда, здесь может быть куча двигателей и, соответственно, приводов. А всё полезное пространство отдано аккумуляторам. Вы видели большие электромобили? Нет. А ведь многие предпочитают просторный салон и вместительный багажник. Куда при желании можно и мангал засунуть. Но в электромобиль не получится.

Полезный вес идёт на вес батарей, которые, как я уже говорил, везде. Да и автономность движения невелика. Можно перезарядиться, но сколько времени уйдёт на это. Так что, такие эксперименты с электромобилями, массовые, под силу только богатым мегаполисам.

Специалисты в этой области ищут выход не только в инновационных проектах, но и в области законодательства.

Предлагалось, в частности, давать зелёный свет машинам с чётными и нечётными номерами. В чётный день — едешь на авто, в нечётный — на трамвайчике. А другие предлагают ограничить поездки на машине только тремя-четырьмя часами. Да и производителям электромобилей уже пора бы делать налоговые послабления.

Но панацея от головной боли, вероятно, самый обычный велосипед. Небыстро, зато дёшево и несердито.

Например, в Гренобле преимущественное право по центральной части города отдано велосипедистам. Правда, французы и здесь пессимисты. Если велосипед — неотъемлемая часть Северной Европы, то во Франции жалуются на нехватку инженерного персонала по велосипедной части, из-за чего напряжёнка здесь с дешёвыми моделями. Да и слишком много воруют. Кстати, на последнюю причину, которая якобы становится "причиной" откладывания покупки двухколёсного друга, ссылаются и голландцы.

Конечно, за чистоту воздуха борются и трамваи, и троллейбусы. Но не забывайте и пешеходов. Например, афиняне даже возложили местному мэру лавровый венок за то, что он на законодательном уровне запретил всякое автомобильное движение в центре города.