Наши сны способны поведать о нас больше, чем полагали раньше. Если мы расскажем их другим людям, они могут помочь нам обрести новое понимание, справиться с проблемами и успокоить наше взвинченное состояние.
Долгое время толкование снов считалось среди ученых занятием ненаучным. Согласно последним данным, сновидения полностью зависят от личных интересов, опыта, предпочтений и проблем. Сны могут помочь нам лучше подготовиться к действиям в сложных ситуациях, справляться с бурными чувствами и уменьшить интенсивность нахлынувших воспоминаний.
Психолог Келли Балкли (Kelly Bulkeley) утверждает: "Расскажите мне сто снов, и я скажу, кто вы". Такой подход на самом деле оказался довольно успешным. С середины 1980-х годов женщина, которую экспериментаторы назвали Беверли (Beverly), ежедневно описывала свои сновидения. В настоящее время набралось более 6000 подобных отчетов. Проанализировав 940 описаний ее снов за 1986-й, 1996-й, 2006-й и 2016-й годы, психолог сделал 26 заключений о темпераменте, эмоциональном мире, предрассудках, связях, страхах этой женщины, о ее отношении к деньгам, о ее здоровье, культурном уровне, а также о ее духовных интересах. Как не без гордости отметил Балкли, 23 из его заключений оказались истинными.
Таким образом, его тематическое исследование поддерживает теорию "непрерывности цикла бодрствование — сон", созданную среди прочего Майклом Шредлом (Michael Schredl) из Центрального института психического здоровья (Zentralinstitut für Seelische Gesundheit) в Мангейме. Суть в том, что содержание многих сновидений связано с интересами, предпочтениями, заботами и поведением людей в их повседневной жизни. "В настоящее время этот тезис, — как выразился Шредл, — исследователями сновидений считается наиболее хорошо документированным". Например, психолог обнаружил, что в сновидениях людей, которые слушают музыку, музицируют или много поют, также содержится много музыки. И тому, кто сочиняет в жизни, чаще снятся новые мелодии.
В 2017 году группа специалистов Лионского университета под руководством Рафаэля Валлата (Raphael Vallat) на протяжении недели после пробуждения опрашивала 40 участников и участниц эксперимента. В среднем испытуемые запомнили за это время шесть снов. Более 83 процентов снов де-факто были связаны с личным опытом. Сорок процентов этих событий в жизни произошли накануне, 26 процентов — максимум за четыре недели, 16 процентов — самое большее за год до того, и 18 процентов — в период более одного года. Участники эксперимента оценили большинство реальных событий, которые возникли в их снах, как важные для их жизни. Это не относится к опыту, который они получили накануне.
Как отметил еще Зигмунд Фрейд (1856-1939), впечатления прошедшего дня, которые происходят во сне, кажутся довольно обыденными и тривиальными. Напротив, более старые воспоминания, обработанные во сне, оказываются эмоционально наиболее важными и наиболее негативными. Текущие проблемы также были задействованы в 23 процентах сновидений. В частности, молодому студенту, который боялся, что не сможет закончить учебу, снилось, что он сидит в трамвае со своими профессорами, ожидая услышать свои отметки.
Согласно исследованию на конкретном примере, проведенному нейробиологом Изабеллой Арнульф (Isabelle Arnulf) из Парижского университета Сорбонна, сновидения иногда бывают антиципирующими, то есть упреждающими, предваряющими. В каждом десятом сне спящий, вынужденный по делам часто путешествовать, грезил о тех местах, которые ему предстоит посетить в ближайшем будущем.
В течение многих лет посвященные сновидениям медицинские исследования были сфокусированы в первую очередь на сне как нейрофизиологическом процессе. Смысл снов отходил на второй план. Их считали неким эпифеноменом сна. Психолог Рубин Найман (Rubin Naiman) из Аризонского университета в Тусоне сравнивает такой взгляд на сны со звездами, которые "появляются ночью и кажутся яркими, но слишком далеко, чтобы иметь отношение к нашей жизни".
Найман — один из немногих психологически ориентированных исследователей снов, которые рассматривают сны как независимое явление. Для него это необычное состояние является и остается субъективным опытом, ценным для психического и физического здоровья индивида.
Читайте продолжение: Сновидения: ночное кино для души и тела