Как видел весь мир, NASA и Роскосмос зафиксировали крайне нештатную ситуацию при запуске корабля «Союз МС-10».
По данным специалистов, сразу же сработали аварийные двигатели головного обтекателя. Именно они стали причиной того, что корабль за две секунды отлетел на 125 метров.
По словам создателя двигателей системы аварийного спасения (САС) Виктора Волчкова, это произошло впервые в истории космонавтики. Как пишет издание "Известия", двигатели САС появились еще в 1986 году, и обеспечили кораблям серии «Союз» наивысшую безопасность в мире.В настоящее время специальная комиссия проведет тщательное расследование инцидента.
Напомним, космический аппарат должен был состыковаться с МКС в 17:44, но при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй произошло аварийное отключение двигателей.
Космонавты Алексей Овчинин и Николас Хейг спаслись благодаря штатно сработавшей системе аварийного спасения (САС), который приземлился в 20-25 км от города Жезказган. Что характерно, до 1986 года система многократно модифицировалась. Как пишет российская пресса, самый ранний вариант системы создавался еще для первого «Союза». Потом появилась модификация для миссии «Союз» - «Аполлон», следующая - для программы облета Луны, еще одна - для «Союза Т-10-1», ставшая путем спасения для Генннадия Стрекалова и Владимира Титова в 1983 году
К слову сказать, последняя разработка в этой области была проведена через три года после того инцидента. Отметим, что в систему спасения входит 10 двигателей, которые срабатывают на разных этапах выведения корабля. Она запрограммирована так, что при штатном полете на 114-й секунде двигательная установка системы сбрасывается.
В этой связи Волчков пояснил, что впервые в истории космонавтики сработали четыре аварийных двигателя на головном обтекателе, который еще не успел отделиться. Таким образом, семитонный корабль вместе с обтекателем был отброшен в сторону со скоростью 100 метров в секунду (360 км в час) при срабатывании аварийных двигателей.
В российском министерстве обороны заявили, что для поиска космонавтов сразу же были задействованы два вертолета Ми-8 из состава отдельного поискового отряда Центрального военного округа. Издание попросило прокомментировать ситуацию космонавта Владимиром Титовым, который был непосредственным участником срабатывания системы аварийного спасения в 1983 году. Он пояснил, что в первую очередь "еще и обидно, и печально, что не удастся попасть в космос. Для Алексея Овчинина это второй полет, а вот Ник Хейг собирался отправиться в космос впервые. Мне повезло, я после аварии еще три раза был в космосе".
Данный запуск «Союза МС-10» был посвящен 100-летию со дня образования Завода экспериментального машиностроения ракетно-космической корпорации «Энергия», который изготовил корабль.
Со своей стороны, летчик-космонавт Российской Федерации, член-корреспондент РАН Юрий Батурин добавил, что
«запуск - это всегда очень опасное мероприятие. Это лишнее напоминание для тех, кто считает, что космический полет - всего лишь прогулка в космос. Создана комиссия, которая разберется в случившемся. Но одно уже сейчас ясно: причина отказа - на Земле».
Не отрицают этой версии и в ракетно-космической отрасли России:
«Возможно, из-за плохого крепления при отделении блоков второй ступени один из них мог зацепить центральный блок, чем вызвал аварию». «Я думаю, что американская сторона с пониманием отнесется к этой ситуации, - подчеркнул вице-премьер РФ Юрий Борисов. - Мы, естественно, не будем скрывать причины, это не принято в такой ситуации».
«Фактически наша ракетно-космическая система для пилотируемых полетов остается очень надежной, дублированной, - подчеркнул в интервью Независимой газете Юрий Батурин. - Надо будет искать причину отказа двигателей. Но тем не менее факт есть факт: ракета «Союз» - наиболее надежная из всех существующих на данный момент в мире».
Утром 12 октября издание Коммерсант сообщило, что авария «Союза» могла произойти от того, что один из четырех блоков первой ступени ракеты-носителя после старта не отделился. Возможно, причиной этого мог стать отказ работы пирозамка бокового блока.
Еще одна возможная причина связана с механическим повреждением его крепления. Таким образом, в развитии отечественной космонавтики наблюдаются определенные проблемы. О причинах аварии пока говорят, в основном, источники. Действительно, это первая авария в истории ракеты «Союз-ФГ». Ряд проблем возник уже после ряда реогранизаций отрасли в России.
Стоит добавить, что В 2012 году произошло укрупнение и создание новых структур ракетно-космической промышленности; в 2013-м - создана Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК). В январе 2015 года решением президента по которой принадлежит тогдашнему вице-премьеру и нынешнему генеральному директору «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину.
Если называть вещи своими именами - в российской космической отрасли наблюдается системный кадровый кризис. И этот вопрос государству стоит включить в политико-экономическую повестку дня. Во избежание дальнейших катастроф.