Россия откроет всему миру путь на Марс

Источник фото: АР

Главным поводом для пересмотра использования ядерных источников в космосе стал российский проект создания космического аппарата с ЯЭДУ к 2025 году. Под соответствующим докладом Генеральной Ассамблеи подписались представители США, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Испании, Австралии.

Однако пока остается не совсем понятным, чего так испугались в ООН. На ЯРД никто взлетать с Земли не будет, поскольку это дало бы гигантское загрязнение. Во всех проектах ЯРД включаются уже на орбите, откуда корабль уходит в космос, превращаясь в звездолет. Возможно, суть дела лежит совсем в другой плоскости.

Об этом Правда.Ру побеседовала Андреем Иониным, членом-корреспондентом Российской академии космонавтики.

"Во-первых, пока никто ничего не запрещает. Просто появилась необходимость рассмотреть вопрос рисков использования таких установок. Их история берет начало в 70-х годах. Работали над двигателями и в Советском Союзе, и в США. Потом американцы закрыли свои проекты из-за небезопасности еще в 80-х. Россия продолжала. В 1978 году произошел инцидент над Канадой. Но это очень старая история.

Поэтому сейчас, на мой взгляд, абсолютно правильно, что другие страны, причем не обязательно ведущие активную космическую деятельность, озаботились управлением рисками.

Сейчас речь идет только об обсуждении. То, что такие проекты создают риски для всех, — это правда. Поэтому здесь надо установить международное регулирование. И я не вижу здесь никакого давления. Тем более, что сам космический демонстратор появится по плану в 2025 году", — отметил эксперт.

— То есть, это такая разумная безопасность?

— Конечно, потому что космос принадлежит всем. Если что-то произойдет в космосе, угрожать это может всем. В 1978 году спутник был советский, а радиоактивное заражение было на территории Канады. Поэтому я считаю, что это абсолютно нормально.

А сам проект действительно начался в 2010 году, даже в 2009-м, если быть более точным. Он был одобрен комиссией при президенте по инновационному развитию. Она же в 2009 году рассматривала и приняла порядка 30 проектов по пяти направлениям. Одним из этих проектов была как раз эта ядерная энергетическая установка мегаваттного класса. Исполнителями был "Роскосмос" и "Росатом".

Прошло шесть лет. Сроки такие же, как указано. То есть, демонстрация технологии намечена на 2018 год, а летные испытания — на 20-е годы.

Проект не очень публичный. Возникает вопрос: откуда наши коллеги в США получили информацию о том, что проект достиг такой стадии, что надо волноваться? Но если они волнуются — значит, проект достигнет определенных успехов и действительно все идет по плану.

Ничего страшного в заявлениях ООН для России я не вижу. Риски использования таких технологий в космосе создаются, поэтому их надо регулировать на международном уровне. Это правда. Надо обсуждать, доказывать, что наши технологии безопасны.

Самое главное в том, что наш проект развивается. И развивается, судя по всему, успешно.

— Почему именно Америка выступила зачинщиком?

— Не могу сказать точно, кто был наиболее информирован в этой ситуации. Хотя понятно, что это именно та страна, о которой вы спрашиваете. Ко всему, у Америки есть, скажем так, друзья. Да и, по большому счету, не важно, кто выступил.

Если проект удастся, то это будет суперпрорыв. Я думаю, что на уровне достижения, сравнимого только с полетом на Луну. Если двигатель будет создан, то он откроет человечеству путь на Марс и дальше, к звездам.

И совершенно понятно, что если именно Россия создаст такую технологию, то любой проект полета в космос дальше Луны не сможет быть реализован без участия нашей страны.

— Мы пока первые в этом направлении?

— Да. Занимались этим только Советский Союз и США. Еще в 60-е годы. С 70-х появились спутники. Эти установки были не очень мощные, ядерные, электроактивные. Создаваемая в наши дни установка на порядки мощнее той, что была сделана в советские времена. И это огромный шаг вперед. Американцы же прекратили эти работы по разным причинам. У них так не было больших успехов в этом направлении.

— То есть, они нам элементарно завидуют?

— Нет. Просто есть научные школы. Мы занимались этим и продолжали заниматься по этому направлению, а они развивали проект "Шаттл". Американцы же бросили в какой-то момент развитие ЯРД. Надо понимать, что это требует больших денег, человеческих ресурсов, а они ограничены. Даже американский бюджет не резиновый, и финансирование НАСА не растет последние 20 лет. Поэтому проекты ЯРД они закрыли еще в 80-х годах.

Интервью к публикации подготовил Виктор Бормотов

Беседовала