Как спасали экипаж вертолета в Русской Арктике

Авиакатастрофа, случившаяся 18 апреля 2016 года вблизи полярной станции на острове Белом, снова заставляет поднимать ряд вопросов, касающихся безопасности и спасения тех, кому приходится находиться там, где нет уже ставшей привычной сотовой связи.

Краткая хронология событий:

22:15 мск, 18 апреля 2016 года вертолет Robinson R-66 совершил жесткую посадку на ровный припайный лед в 1,9 км от полярной станции на острове Белый, севернее полуострова Ямал. На полярной станции слышали шум двигателей вертолета.

00:13 мск, 19 апреля 2016 года в СМИ появились первые сообщения о пропавшем вертолете.

01:14 мск, 19 апреля 2016 года три человека на трех снегоходах выехали с полярной станции на поиски пропавшего вертолета по координатам, полученным от аварийного маяка (тип маяка не указан). Они обнаружили разбившийся вертолет на льду. После падения вертолет протащило по льду 10 метров. "Тела целые, лица повреждены", — сообщили спасатели.

Несмотря на то, что не удалось найти никаких указаний на тип аварийного маяка, передающего координаты GPS, очевидно, что это был спутниковый трекер (систем спутниковой связи "Глобалстар" или "Иридиум") или спутниковый радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ:

— В пользу первого говорит видеосюжет, в котором показан трек на карте почему-то обратного полета на юг, видимо, о прошлой экспедиции.

— В пользу второго говорит то, что сигнал о бедствии был получен через 2 часа после катастрофы. Как известно, спутниковая система КОСПАС-САРСАТ имеет задержку прохождения сигнала из-за расписания пролета спутников между районом аварии и наземной спутниковой станцией.

Задержка в 2 часа с момента падения вертолета до регистрации факта тревоги позволяют предположить, что экипаж не смог самостоятельно нажать кнопку тревоги на спутниковом трекере или аварийном радиобуе.

Аварийный радиобуй КОСПАС-САРСАТ, судя по двухчасовому периоду прохождения сигнала, вообще не сработал от удара по сигналу акселерометра. К сожалению, для системы КОСПАС-САРСАТ в авиации это частое явление и предмет обеспокоенности международного сообщества.

Тот, кто должен был следить за полетом улетевшего на разведку и пропавшего вертолета, по какой-то причине не делал этого. В аэропорту Сабетты есть покрытие сети GSM и у экипажей двух оставшихся вертолетов была возможность подключиться к интернету и следить за полетом вертолета, улетевшего на разведку.

Раненый экипаж в течение 3 часов находился в беспомощном состоянии на льду Карского моря в 2 километрах от полярной станции при низкой температуре. "Золотой час" наиболее эффективного оказания первой помощи был упущен. Насколько я понял, раненые замерзли. Не нужно забывать о том, что это Арктика, в которой хозяйничают белые медведи. Оставшиеся без помощи и защиты могли за три часа стать их добычей.

Возникают вопросы как минимум о моральной ответственности:

— тех, кто должен был следить за передвижением вертолета и обеспечивать безопасность полета, но не делал этого.

— персонала полярной станции, слышавшего звук вертолета, но не вышедшего на связь в вертолетом на канале УКВ-связи, выделенном для связи с воздушными судами, не озаботившегося тем, что шум вертолета неожиданно прекратился.

В очередной раз приходится признать, что в нашей авиации до сих пор не появилось аварийное оборудование, способное гарантировать своевременное спасение. Если бы у экипажа был отечественный "Трекер СПАС", успешно испытанный в Арктике, возможно, кто-то из потерпевших крушение остался бы жить, помощь пришла бы вовремя.

Мы неоднократно обращались в минпромторг, минобороны, МЧС и другие ведомства, но так и не получили поддержки внедрения "Трекера СПАС" в авиации, в системе ЭРА-ГЛОНАСС и других отраслях, работающих вдали от сотовых сетей связи.

Внедрение "Трекера СПАС" тормозится из-за лоббирования строительства наземной сотовой сети слежения АЗН-В (система зависимого наблюдения, которая не работает без сети наземных станций), нереальной на бескрайних пространствах России в условиях бюджетного дефицита. Я считаю, что чиновники, к которым мы обращались за помощью, ответственны за гибель экипажа вертолета Robinson R-66 на острове Белом.

Я искренне соболезную семьям и друзьям бесстрашных исследователей и прошу оставшихся в живых запомнить этот трагический урок: если ваши близкие самоотверженно подвергают себя опасности — разделите с ними эту опасность — настройте спутниковую систему слежения так, чтобы вы и службы экстренного реагирования смогли получить SMS-сообщения немедленно, сумели помочь быстро организовать спасение. Как писал поэт-фронтовик Александр Яшин: "Спеши на выручку, других зови! Пусть не найдется душ глухих и жестких".

Вечная память настоящим мужикам: Алексею Фролову, Михаилу Фариху и Олегу Продану, отдавших свои жизни за сохранение памяти об исследователях и покорителях Русской Арктики! Их имена войдут в историю освоения Русской Арктики.