В космос экспрессом. Уже скоро!

Фотоархив Pravda.Ru

Космические путешествия пугают людей в том числе и по той причине, что дорога даже к ближайшим планетам может занять месяцы, а то и годы… Можно ли ускорить процесс? Электромагнитный индукторный двигатель EM Drive дает немалую надежду на это. Правда пока устройство находится на стадии разработки, а кое-кто вообще считает эту идею нереализуемой.

Попытка не пытка

Еще в 50-х годах прошлого столетия НАСА разрабатывало проект "Орион", предусматривавший строительство гигантского космического корабля, запускавшегося посредством взрыва находящейся внизу ядерной бомбы. По расчетам разработчиков, корабль, летящий на ядерном импульсе, должен был добраться до Марса всего за три месяца. Проект был заморожен по понятным причинам: во-первых, радиация, которая подействовала бы и на астронавтов, во-вторых, электромагнитный импульс, возникший при запуске, уничтожил бы всю технику на борту корабля…

В 1988 году аэрокосмический инженер Леик Мирабо предложил идею использования лазерного излучения для космических аппаратов. Аппарат должен был иметь коническую форму, причем лазерный луч должен был выстреливать с узкого конца конуса, где находился параболический отражатель. Это нагревало бы воздух внутри двигателя до 30 тысяч градусов, в результате происходил бы взрыв, создающий тягу.

Ионную технологию использовал зонд Dawn, запущенный в сентябре 1997 года для изучения карликовых планет Весты и Цереры. Работа таких двигателей основана на бомбардировке атомов ксенона электронами, что приводит к образованию ионов. Их испускают металлические сетки, расположенные в задней части двигателя и заряженные на 1000 вольт. Максимальная скорость, которую удавалось набрать зонду, составила 38 600 километров в час…

Аномальная тяга

Собственно, первый прототип EM Drive построил в начале 2000-х британский ученый Роджер Шоуэр. Двигатель работал за счет микроволн, которые колебались внутри герметичной капсулы взад-вперед. Это должно было создать мощную тягу, благодаря которой корабль, оснащенный таким двигателем, мог добраться до Луны за четыре часа, а путь на Марс занял бы всего 70 дней, то есть немногим более двух месяцев… При этом кораблю не требовалось дорогостоящее ракетное топливо, обеспечение которым также является одной из главных проблем будущих гипотетических полетов.

Между тем специалисты по космонавтике, узнав о новинке, отнюдь не пришли в состояние эйфории. Дело в том, что они усмотрели тут противоречие с одним из основных физических законов — законом сохранения импульса. Для того чтобы какому-нибудь объекту был придан импульс, который заставит его двигаться вперед, некий пропеллент должен быть выброшен в противоположном направлении с таким же импульсом. В случае с изобретением Шоуэра этого не происходило…

Прошло несколько лет, прежде чем команда китайских специалистов предложила свою версию микроволнового двигателя, которая в процессе испытаний оказалась вполне рабочей. Тогда Шоуэр вернулся к своей идее и смог построить двигатель, которым ему удалось заинтересовать исследовательскую группу НАСА Eagleworks Laboratories во главе с Гарольдом Уайтом. В конце концов, после многочисленных экспериментов, инженеры НАСА пришли к выводу, что устройство действительно работает.

Еще один подобный аппарат создал Мартин Таджмар, возглавляющий немецкий Институт аэрокосмического инжиниринга при Техническом университете в Дрездене. Он изобрел собственный электромагнитный двигатель и получил доказательства того, что тот способен генерировать тягу. Причем в несколько тысяч раз больше, чем у ракеты с фотонным двигателем. Правда механизм генерации с физической точки зрения был не до конца ясен.

Подробно о своей разработке Таджмар поведал на форуме Американского института воздухоплавания и космонавтики во Флориде 27 июля прошлого года. Ученый не просто придумал новую модель двигателей, но и провел масштабную работу по их экспериментальному тестированию.

Через скорость — к звездам

Что же ждет человечество, если EM Drive на самом деле произведет революцию в космонавтике? Хочется помечтать о том, что это откроет для нас двери в Солнечную систему и даже за ее пределы. Огромные расстояния перестанут быть для астронавтов помехой. Уменьшится риск длительного воздействия радиации и других факторов, губительных для организма космических путешественников, ведь прибытие в пункт назначения будет осуществляться гораздо быстрее…

Через несколько месяцев Роджер Шоуэр намерен опубликовать результаты своих исследований, которые, по его словам, смогут объяснить, каким образом действуют такие системы. Не исключено даже, что после этого ученым придется пересмотреть некоторые базовые законы физики. Но открытие стоит того. Что ж, подождем…