Смогут ли люди когда-нибудь свободно бороздить просторы Вселенной? Возможен ли пилотируемый полет на далекие планеты Солнечной системы? Что из себя представляют космические проекты бизнесмена, изобретателя и инвестора Илона Маска? Как относиться к программе Falcon 9? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает гендиректор компании "Космокурс" Павел Пушкин.
- Россия является лучшим производителем ракетных двигателей для космических кораблей, которые покупаются, в том числе, США. Поэтому есть двойственные ощущения от неудач американской космической программы. Мы все-таки не только конкуренты, но и участники. И успехи в космосе — прорыв всего человечества. Это — так?
- Естественно, прорыв в космос важен для всего человечества. Теперь Илон Маск со своими компаниями и изделиями являются ориентирами для нас. К сожалению, так получилось. Раньше мы были для всех ориентирами.
Когда он начинал свою деятельность, то сначала приехал в Россию. Мы ему рассказали, сколько наши изделия стоят, показали наши заводы. Он посмотрел, отвел своего представителя в угол и сказал: посмотри на их производство, мы, кажется, за такие деньги сами сделаем. Теперь он для нас — ориентир.
- У него все-таки получилось сделать запуск дешевле, чем у нас?
- В принципе, да. Хотя если сравнивать с ракетой-носителем "Зенит", у нее чуть-чуть подешевле получается. Но опять же эта российско-украинская ракета, созданная за практически бесплатные советские деньги, не амортизируется. А Илон Маск с компанией Space X создали ракету, которая как-то амортизирует разработку.
Он именно сделал новый прорыв в менеджменте ракетно-космической отрасли, создал большущую кооперацию внутри себя малым количеством людей. У него сейчас всего около четырех с половиной тысяч человек работает.
Для сравнения — только в Центре Хруничева работало двадцать две тысячи человек, это — головная организация, а двигатели делает "Энергомаш", еще другие компании работают, есть система управления МПСП, наземку и все остальное надо делать.
- Как удалось добиться такой эффективности, нереальной для остальных производительности труда?
- Да, эффективность у них — просто фантастическая. На "Боинге" — все так же, как на "Хруничева", примерно те же самые цифры. Большущая корпорация, которая делает большущие изделия за большущие деньги, и которая фактически не управляема.
Илон Маск — это достаточно хорошо управляемая маленькая корпорация. Я общался с экономистами, они как раз приводили его в пример, говорили, что пока жив основатель новой эффективной компании и сам работает, все делается именно так, как он закладывал. Когда он уходит по каким-то причинам, все это дело заканчивается. Если он оставит себе хорошего сменщика в этой компании, то будет более-менее нормально.
- Как его финансируют? Средства ему дают из государственного бюджета по линиям НАСА и министерства обороны США. А на каких условиях? Это — возвратные деньги, кредиты, оплата услуг или гранты?
- Это очень интересная тематика. Сначала он свои деньги вложил, потом ему давали заказ на услуги по созданию ракет и выведение аппаратов в космос, выведение пилотируемого аппарата Dragon… Еще давали маленькие грантские деньги, но это какие-то доли процентов — от того, что он получил сейчас от минобороны и НАСА.
От них идут очень большие средства, но все равно значительно меньше, чем ест Boeing или Lockheed. Последний пуск был по заказу минобороны США, он стоил 82 миллиона долларов.
Другие компании США предложили в два раза больше, поэтому для правительства — это экономия. Если сравнивать по килограмму полезного груза, то их одноразовые ракеты до кризиса были чуть-чуть эффективней "Протона".
Потом новый генеральный директор "Хруничева" Калиновский понизил цену "Протона" до цены Falcon, но "Протон" выводит на ГПОшную орбиту шесть тонн, а Space X сейчас готов выводить только пять триста.
У нас такие тяжелые военные спутники не запускают, это все — коммерческие заказы от тех же самых американцев приходят к нам. Мы уже давно стали таким космическим извозчиком.
Илон Маск начинал с четырех тонн на геопереход на орбиту. Все говорили, что он в наш диапазон не входит, маленький еще. Но вот потихоньку за несколько лет он уже дорос до пяти триста. У него подрядчики — не как у "Локхида" и "Боинга", даже не просто другие, у него зачастую нет подрядчиков в некоторых элементах. Он говорит, что это — не парадигма, он хочет сделать дешево и качественно, а в США нет смежников, которые готовы так сделать. Поэтому он создает у себя эти компании. И он все это создал.
У него был неудачный пуск — ракета взорвалась из-за того, что он все-таки заказал смежникам какой-то элемент типа болта, и они напортачили что-то с поставкой материала. Прочность оказалась в несколько раз ниже, чем расчетная. В авиации, если один болт ломается, то соседний берет на себя его нагрузку, а в ракетостроении — экономия на всем, поэтому ко всему повышенные требования предъявляются. Иначе — потеря ракеты.
Он планирует делать многоразовые аппараты. Вероятно, он движется в правильном направлении, но до этого еще очень далеко. Пускай сначала первые ступени запустит многоразовые. Он может создать какой-то новый тренд, новое решение, которые могут переломить рынок.
Но на Луну туда-обратно летать — об этом думать пока нереально. Слишком много сложного, да и дорого. Он — реалист, но ему дали возможность поиграться, поэкспериментировать. Деньги он зарабатывает на другом. А в экспериментах получает ценный опыт по многоразовости ракет. У нас такого опыта нет.
- В космонавтике и проектировании вообще наступит время, когда компьютеры заменят инженера?
- Никогда. Когда студенты спрашивают: в какой вы программе проектируете ракеты? Я говорю, что вообще-то в голове. Мысли рождаются в голове, а все остальное — это инструмент. Творческая составляющая в инженерном деле — решающая, а компьютер к творчеству не способен. Если вот ракеты формализуют до того, что они должны определенным образом выглядеть и летать, на определенном топливе, запишут алгоритм, то человек не нужен.
Гражданская авиация близка в том плане, что они выпустили определенные авиационные правила и там все расписано, что нужно сделать. В ракетно-космической отрасли всегда будет нужно что-то новое.
- Что будет в космосе в ближайшие лет двадцать?
- Я надеюсь, что все-таки появятся какие-то многоразовые ракеты, которые снизят доступ в космос. Тогда люди начнут чаще летать, больше там работать, начнется и туризм… Скорее всего, за двадцать лет оно не получится, но мы чуть-чуть приблизимся за счет Илона Маска и других инноваторов, потому что он многих воодушевляет.
- Ведутся ли биологические исследования по адаптации человека к космосу? Сколько может человек жить в невесомости при космической радиации?
- Такие исследования ведутся, и наверное, лучше всего ведутся в России, есть результаты этих исследований.
- Не долетит до Юпитера человек?
— До Юпитера не долетит. Хотя НАСА показывает пропагандистские фильмы, где искусственная гравитация создается, защита от радиации… Технически можно долететь, но это — дело будущего. А если, как на МКС сейчас, в невесомости человек два года пробудет, он уже не сможет вернуться на Землю. В невесомости он еще останется на некоторое время, а вернуться не сможет в силу различных причин.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовал