По информагентствам прошло сообщение: украинская армия намеревается применить на Донбассе бывшие советские гаубицы "Б-4" образца 1931 года. Эта нерадостная новость — повод вспомнить историю применения этих гаубиц. В годы ВОВ эти монструозные орудия калибром 203-мм применялись для уничтожения ДОТов, ДЗОТов. Почему же каратели решили использовать это вооружение? Только ли дело в нехватке оружия?
Начнем с тактико-технических характеристик: данная гаубица стреляет 100 кг осколочно-фугасными снарядами на расстояние около 18 км. Кроме фугасных она может использовать и бетонобойные снаряды весом в 146 кг. Скорострельность гаубицы составляет 1 выстрел в две минуты. Вес установки — 15800 кг (боевая) и 16830 кг во время транспортировки, которая осуществляется тракторами со скоростями 12-15 км/ч по шоссе и до 8 км/ч в условиях бездорожья. Обслуживает ее расчет из 15 человек!
Всего с 1932 года было выпущено 994 таких орудия, ну и какие-то, видимо, остались на Украине и после войны. В ходе войны несколько десятков гаубиц "Б-4" захватили немцы и применяли против нас, так что советским войскам от их огня тоже досталось. Ну, а теперь вот "крупные калибры опять возвращаются". Почему?
Да просто потому, что современные высокомобильные орудия в условиях войны в городах можно прямо сказать — доказали свою неэффективность! Еще в прошлом артиллерию отличали гигантские калибры 320, 330, 381, 406, 457, 500, 540, 600, 800, и, наконец, 914-мм. Последнее орудие называвшееся "Маленький Давид" в боях, правда, не использовалось, но оно было создано и показало высокую эффективность стрельбы по бетонным укреплениям.
Известно, что огромные стенобитные орудия, стрелявшие каменными ядрами, турки использовали при осаде Константинополя. Каменные ядра 1552 года образца размером с хороший арбуз экспонируются в музее Казани и… крепости венецианцев Кирении на южном берегу острова Кипр.
В 1864 году 330-мм мортиру "Диктатор", стрелявшую шаровыми бомбами весом в 100 кг на расстояние 4,5 км, северяне во время осады города Питтсбурга поставили на железнодорожную платформу, быстро-быстро подвозили ее паровозом к позициям южан, стреляли и тут же уезжали в безопасное место.
Японцы обстреливали укрепления Порт-Артура из 280-мм мортир и с их же помощью потопили стоявший в его гавани русский флот. Так что эффективность таких орудий и их тяжелых снарядов, падающих сверху, перед Первой мировой войной была очевидна. Готовясь к ней, немцы и австрийцы создали целый "букет" крупнокалиберных гаубиц, способных уничтожить любую оборону противника. Ну, а венцом их усилий стала знаменитая "Большая Берта" — 420-мм гаубица на колесном ходу, которая посылала свои фугасные и бетонобойные снаряды весом около 900 кг на расстояние в 14 км!
Железобетонные перекрытия от ее снарядов не спасали! Они пробивали их насквозь! На Западном фронте эти гаубицы прозвали "убийцами фортов". И в самом деле, ни один тогдашний форт не мог сопротивляться ее выстрелам. Солдаты, даже самые героические и стойкие, получали тяжелые контузии, у них из носа и ушей шла кровь, так что после нескольких попаданий они уже просто ни на что не годились!
Французам надо было срочно отвечать, и они проявили недюжинную смекалку: установили на железнодорожные платформы 320-мм орудия снятые со старых броненосцев. А для того, чтобы упростить и облегчить конструкцию, обошлись без сложных противооткатных приспособлений, которые заменили четыре деревянные балки. Две закреплялись на шпалах, а две на домкратах платформы.
Перед стрельбой они опускались на те балки, что стояли на шпалах. Когда происходил выстрел верхние балки терлись о нижние и таким вот примитивным, но эффективным образом происходило гашение отдачи, так что платформа с орудием откатывалась совсем недалеко и легко возвращалась на место. До конца войны были созданы транспортеры с пушками калибров 481 и даже 500-мм, снаряды которых обладали огромной разрушительной силой.
В царской России своих тяжелых орудий не хватало, и они поставлялись ей из Англии и Франции: 203-мм и 234-мм гаубицы Виккерса, 280-мм мортиры Шнейдера, а производство собственных 305-мм гаубиц наладили уже в 1915 году, хотя выпустить смогли только 50 таких орудий. Те, что остались от Первой мировой войны, использовались в ходе войны с Финляндией и против фортов Кенигсберга в конце Великой Отечественной.
Однако впоследствии развитие систем залпового огня, появление атомных снарядов и неуправляемых и управляемых ракет с мощными боеголовками сделали крупнокалиберные орудия вроде бы как ненужными. Кроме того, их маневренность на поле боя посчитали недостаточной. Война планировалась быстротечной, с применением ядерного оружия, когда от оружия требовалась повышенная мобильность.
В этих условиях все орудия калибра крупнее 203-мм были сняты с вооружения, ну, а те, что остались, были исключительно самоходными, чтобы ударить и быстро уйти.
Между тем опыт локальных конфликтов показал, что современные дома из цельнолитого железобетона обладают исключительной прочностью и современные пушки калибра 100 — 152-мм ничего с ними сделать не могут. Ну, разрушить балкон, сделать дыру в стене, снести крышу… Это они могут! Но разрушить дом целиком одним попаданием не может даже снаряд системы "Торнадо". Почему? Дело в том, что до Первой мировой войны, да и потом в предвоенные 30-е годы, дома строили не так, как сейчас.
Из кирпича возводили стены, а вот междуэтажные перекрытия делали из деревянных балок, на которые настилался сверху пол! Поэтому в случае пожара такие дома выгорали насквозь, оставались одни "коробки", что мы и видим постоянно в кадрах кинохроники и на фотографиях военных лет.
Совсем не так выглядят дома на фотографиях из Донецка, не так ли? Дело в том, что даже в кирпичных домах перекрытия сегодня выполняются из бетонных плит, поэтому они практически и неуязвимы для современной артиллерии. В подвале такого дома можно пересидеть любой обстрел, тогда как в подвалах железобетонных фортов Льежа и Намюра в 1914 году от снарядов "Большой Берты" было не спрятаться!
Так что в применении украинской армией 203-мм гаубиц 1931 года военный резон есть, вот только последствия этого будут печальны — гибель еще большего числа мирных жителей!
В то же время военным следует иметь в виду, что и в Сирии дома тоже "отливают" из железобетона и разрушить их очень непросто. Вот почему, если мы ходим эффективно решать задачи борьбы с международным терроризмом в недалеком будущем, следует подумать и о возвращении крупных калибров именно для этой цели. Что это может быть?
Ну, поскольку требований к мобильности никто не отменял, может быть создана установка типа САУ "Штурмтигр" с орудием калибра 380-мм, стреляющая вращающимися реактивными снарядами! Известен случай, когда один такой снаряд накрыл сразу пять американских танков "Шерман" во время заправки, и все они вышли из строя.
Известно, что боевики ИГ довольно успешно используют самодельные крупнокалиберные орудия, которые стреляют… баллонами для жидкого газа, в которых вместо газа заливают взрывчатку. Есть даже фото машины-скрепера, к ковшу которого было прикреплено сразу четыре такие трубы, так что она могла стрелять очередью, хотя внешне, с воздуха, и смотрелась как обычная дорожная машина!
То есть необходимы самоходки с орудиями калибра 305 — 406 и более миллиметров, до 500, способные посылать в неприятеля снаряды весом 800-900 кг на расстояние 16 — 25 км и с высокой точностью. Противооткатные приспособления можно не делать — пусть отдача осуществляется в землю, по принципу миномета. Ствол нарезной, для увеличения точности стрельбы, а снаряд самого простого устройства, чтобы его можно было заряжать как мину с дула: безо всяких ведущих поясков, но с медной "тарелкой" на днище.
При выстреле вогнутые стенки "тарелки" давлением газов вожмутся в нарезы, и снаряд станет двигаться по стволу и вращаться. Раз выстрелил — уехал, чтобы не накрыли ответным огнем, потом перезарядился, приехал и выстрелил опять!