Интернет: законы второй реальности

Интернет, живущий уже давно своей жизнью, формирует свои законы и свои правила игры. Например, интернет-аудитория очень консервативна: она не любит, когда на их любимых ресурсах что-то меняется. Также есть много других сетевых закономерностей. Об этом в эфире видеоканала Pravda.Ru рассказывает руководитель проекта LiveInternet Герман Клименко.

Какие-то интернет-проекты часто что-то меняют, другие ресурсы все оставляют по-старому. Почему они не преобразовываются? Например, ЖЖ.

— У меня самого примерно такой же сервис. Лично мой опыт говорит о том, что когда вы что-то меняете, то теряете людей. Если вы ничего не можете предложить взамен, то теряете их безвозвратно. Поэтому пока нет какой-то сильной конкурентной среды, лучше оставить все по-прежнему. Если вы что-то меняете, к примеру, берете Жжешечку или Лирушечку и делаете дизайн Facebook или ВКонтакте, тем самым вы выгоняете людей в Facebook и ВКонтакте. Потому что ничего нового не предложили, а полную копию сделать вы все равно не сможете, вы сделаете хуже, сервиса не будет хватать.

Люди будут подготовлены к уходу туда. То есть, условно говоря, риск копирования заключается в том, что вы готовите аудиторию на выход. Дуров сначала скопировал, создавая новый ресурс, но — смотрите: сейчас Facebook и ВКонтакте, в принципе, разошлись. Я имею ввиду дизайн, навигацию и по функции. По одной простой причине, что в какой-то момент времени, готовить для конкурента аудиторию — это как-то не очень хорошо. Поэтому, я думаю, что ЖЖ меняться не будет. И не надо.

— То есть для своего проекта вы не заплатите дизайнеру за просто кнопочку красивую?

— Я не вижу в этом необходимости. Есть понятие вкусовщина. Если мы зайдем в Facebook, мы не увидим какого-то супердизайна — его там вообще нет. Плашечка, логотипчик… Споры о том, Facebook по-русски — это хорошо или плохо. А все-таки доминирует контент. Вопрос: избыток или недостаток рекламы? А какая реклама: хорошая или плохая? Если мы продаем контент, то дизайн все-таки не является основополагающим. Есть понятие работоспособности, понятие функционала.

Все-таки у блогов есть очень отточенный функционал. Написал пост, получил комментарии, получил уведомления. Это та основа, которая должна работать. Если мы уходим в детали, то мы теряемся. Должна быть основа. Есть коммьюнити, которое позволяет пользоваться разными сервисами. Они одновременно пользуются и Facebook, иВКонтакте, и Одноклассниками. Это просто другие вещи: там — для коммуникаций, здесь — для высказывания своих мыслей.

И как бы мы радикально не менялись, кардинально, мы можем только терять, мы не можем от этого приобретать. Потому что не за что бороться. Все, что можно скушать, мы скушали. Вот в "Кроватке" было 5000 посетителей в день, которые были тогда фантастическим числом. Так сейчас и остались. Мы доросли с ЖЖ до полутора миллиона человек в день, которые приходят. И, в принципе, это пока наш естественный потолок. Ничего плохого нет в признании этого факта.

— Вы входили в число управленцев Mail. ru. Mail тоже бросился на различные сервисы, в том числе, создал социальную сеть. На ваш взгляд, какое будущее там?

— Я думаю, что "Мой мир" должен быть закрыт. "Одноклассники" — сложная история, они не должны перепозиционироваться. Это тот случай, когда, на мой взгляд, "как корабль назовешь, так он и поплывет". Конечно, они поднялись на этом историческом буме одноклассников. Мы больше не будем жить в стране, где мы не знакомы со своими одноклассниками, наши дети вряд ли уже потеряются. Но дело в том, что я не очень хочу регулярно общаться со своими одноклассниками. Причем с возрастом эта регулярность все хуже и хуже. Раз в 10 лет встретиться, убедиться, что у них все хорошо, расскажешь про себя. Достаточно.

И эта проблема у "Одноклассников" есть. С одной стороны, на старте это был очень мощный, очень удачный бренд, удачное название, и потрясающая история, а вот сейчас это, конечно, тормоз. Когда я захожу, что-то пишу, меня догоняет мое прошлое, но я-то пишу для настоящего. Соответственно, для меня Facebook более удобная среда обитания. А "Одноклассникам" непонятно, как перепозиционироваться.

— Еще тянут и "Мой мир", который изначально никого не впечатлил.

— Ну, "Мой мир", по-моему, закроют когда-нибудь. Я думаю, он им не нужен. У Mail сейчас достаточно хорошие позиции по играм, по монетизации, вообще, если их посмотреть, они доказали историю. У "Яндекса" 98 процентов доходов — это контекст, то есть всего 2 процента медийной рекламы. Mail доказал, что медийка неплохо работает, весь Mail, по большому счету, состоит из медийки. При этом эффективное управление оказывается лучше творческого, потому что Юрий Миллер умудрился из Mail сделать машинку для зарабатывания денег.

Там нет персонифицированных творческих людей, типа покойного Ильи Сегаловича или Аркадия Воложа, от которых все зависит. Там любого можно, условно говоря, выдернуть и уволить, а на его место посадить кого-то еще и машинка будет дальше эффективнейшим образом работать. Потому что Mail показывает параметры прибыльности больше, чем Яндекс, на медийной рекламе, которая всеми похоронена.

И у Mail есть колоссальное игровое направление, которое монетизируют пользователи. Я думаю, что "Мой мир" — это такой отголосок, который надо прикрыть аккуратненько. Так же как ICQ умирает. Но у нас нет культуры закрытия проектов. Вот Google нам показывает, что купил-закрыл — такое бывает. Но у любой публичной компании закрытие приводит к минусам. Надо объяснить инвесторам, которые просто вложили деньги, что если мы что-то закрыли — это хорошо.

Беседовал Антон Фролов

Читайте также:

Интернет: как создается вторая реальность

Времена дикого интернета и диких блогеров ушли

Экстремизм в интернете: препоны расставлены

Интернет в доме - бес в ребро

Спам появился раньше интернета

Интернет ворует прибыль музыкантов

Интернет - ровня хлебу и молоку?

Интернет не делает нас глупее, чем мы есть

Интернет придумали не люди, а муравьи