Несмотря на то, что интернет в настоящее время бьет все рекорды по популярности, мало кто знает, как он в действительности устроен и работает. Тем более что создаются новые продукты, а интернет — уже не сеть, а целый мир со своими законами и тайнами. Об этом в эфире видеоканала Pravda. Ru рассказал руководитель проекта LiveInternet Герман Клименко.
— Какие у вас были проекты? Как они создавались? Как вы сделали сервис статистики?
— Сначала мы сделали List. Даже не знаю, как назвать нашу работу — и бизнес, и как бы нет. Я не очень верю в свою исключительность. В том смысле, что мне однажды ночью приснится что-то вроде таблицы Менделеева, и ее не надо будет самому делать. Кто-то считает, что проще украсть. Условно говоря, позиция Дурова, который полностью, один в один скопировал Facebook. Повторил методику развития и после того, как это успешно сработало, пошел дальше, потому что ВКонтакте и Facebook, в принципе, сейчас отличаются.
Мне это гораздо ближе, чем "ура, ура мне приснилось что-то, и я сейчас буду что-то делать". Потому что я, как человек армейский, люблю очень простые, понятные решения. В Liveinternet я появился после того, как ушел из Mail. Ru. С List связана история создания первого рейтинга topmail. Он тоже был мой, toplist он тогда назывался. Все очень просто. Мне нравилось, что Rambler получает бесплатный трафик по кнопочкам — там люди кликают. И мы просто повторили сперва один в один, потом добавили первого реферира, чтобы был какой-то учет статистики, поисковые запросы.
Мне всегда нравилась статистика, потому что у нас было так построено: небольшие были затраты, но с очень высокой конвертацией в качестве трафика. А когда я уже ушел из mail и сделал блоги, была очень хорошая статистика по ЖЖ. Она мне очень понравилась, потому что у них был такой эффект саморекламы. То есть они сами друг друга тянули для того, чтобы не нужно было тратить ресурсы на рекламные площади. Блоги, если они уже получились, то развивались дальше как социальные сети. Волна развивается, а их же никто не рекламирует, сами рекламируют себя. Все мои проекты не являются оригинальными. Все они на первом этапе создания, по большому счету, были копиями существующих.
— Когда сказали, что Liveinternet представил демографию пользователей, над вами смеялись в МГУ, так?
— Надо мной все смеялись. Но то, что мы сделали первыми, сейчас стало признанной практикой. Хотя, наверное, даже я не знаю почему эта идея появилась. Видимо, просто когда я занимался экспертными системами, распознаванием образов, стало понятно, что куда-то все это количество данных должно идти. Вообще проблема в том, что есть такой термин, понятие big data — большая дата — а пока ее нет у тебя в распоряжении, ты ничего не можешь сделать, потому что не понимаешь к чему обращаться. Когда есть big data, то ты начинаешь кирпичиками искать какие-то возможности. И мы, в целом, в первый момент времени решили, что по поведению можно предположить демографию.
— То есть потребности рынка не было в таком сервисе, как демография? Никому не приходило это в голову?
— Мне просто казалось, что это интересная отличительная способность. Когда уже есть одинаковые продукты, надо чем-то выделяться. Выделяться на уровне демографии стало первым предположением. С этого началось. Хотя вопрос демографии начал актуализироваться даже не совсем с этих времен. Средства массовой информации лет 10 назад захотели персонализироваться, и каждому человеку показывать свои новости. Чтобы любой мог зайти на Pravda. Ru или любое другое интернет-СМИ и в зависимости от предпочтений именно для этого человека формировался бы индивидуальный собственный мир. Это сейчас Яндекс пытается сделать с автором и своими проектами — персонализированный поиск.
Со СМИ тогда дело не пошло, потому что оказалась грустная история наших предположений. Если мы посмотрим все наши предпочтения и попробуем по ним построить выдачу, то окажется, что главную часть — 90 процентов будет занимать эротика. Потому что люди, когда заходят на деловые издания, для них надо переключится куда-то. Мы не можем просто сфокусироваться и определить.
Сейчас такая модель очень хорошо работает для коммерческих изданий. И вообще, история таргетирования выдачи 10 лет назад шла, и к этому пытались стремиться, а потом появилась история, связанная с рекламодателями. Рекламодатели стали спрос предъявлять. Начались какие-то исследования, у меня появился хороший программист, кандидат наук. Мы достаточно упорно в этом направлении работали, принесли это в МГУ, на рецензию, чтобы понять, что это такое было. Над нами действительно профессора очень долго смеялись.
— Rambler в свое время ведь был намного больше Яндекса. Почему он практически сошел на нет?
— Да, он был первым игроком рынка, когда мы собирали все вместе еще во времена, когда не было денег, все встречались, общались. Лидерами тогда был РБК, а Порт, Лист, Яндекс были очень маленькими. И мы сами признавали, что в России есть такая особенность — русские люди привыкли пользоваться Рамблером, и будут пользоваться таким плоским каталогом. И верили в эту исключительность. Потом его купили. И на примере Рамблера мы можем видеть эффект, когда инвестор полностью выкупает компанию и отстраняет создателей от проекта.
Потом у Рамблера было на роду написано окончится, потому что дальше менялись команды, пытались как-то его реинкарнировать. Были перепалки между Игорем Ашмановым и Антоном Носиком. Кто из них виноват в том, что Рамблер кончился? — Я уверен, что никто из них не виноват. Просто у Рамблера ушла душа, но вроде того. Мы это видим на примере ВКонтакте, Facebook, что проекты очень персонифицированы. То есть как вот захотели создатели, так они и живут. А когда меняется создатель, наемным менеджерам не до мелочей.
Мы видим это на примере Skype — Microsoft, который покупает все и все это как на похороны отправляет. Мы знаем, что по Skype'у есть недоделки, а владельцы и менеджеры говорят: "но у нас же со звуком все хорошо". Хотя им-то говорят, что есть проблемы коммуникации, опаздывают сообщения, нужно стремиться к мгновенности, чтобы доставлять сообщения. А по их мнению, это пустяки, мелочи. Потому что менеджер просто туда приходит. Он окончил MBA, получил прекрасное высшее образование, но не участвовал в создании, и не его идея лежит в создании ресурса.
Вообще, в интернете риски, особенно когда речь идет о комьюнити и крупных сервисах, когда меняется руководство, риски очень высоки. В Рамблер пришли инвесторы, которые (тогда было очень модно) сменили команду. Когда я Лист продавал, было то же самое. Я долго боролся с Миллером, чтобы не удалять команду, которая создавала эту историю. Потому что когда вы убираете команду, вы отрубаете корни. Все-таки программный продукт — это не завод "Северсталь". Чтобы создать завод, можно взять чертежи и построить, просто повторить стандарт.
Читайте также:
Ложка дегтя в бочке интернет-меда
Времена дикого интернета и диких блогеров ушли
Как распознать мошенников в интернете
Экстремизм в интернете: препоны расставлены
Мошенники-XXI: инновации и интернет