То и дело в сообщениях информагентств фигурирует название российской (а теперь можно сказать, что и международной!) системы РСЗО "Град". Видели мы ее и в обгоревшем виде на юго-востоке Украины, и на параде в Киеве, да и в других местах. Однако далеко не все знают, что серийное производство этой боевой машины началось ровно 50 лет тому назад, так что у нее своеобразный юбилей. Ну, а что это за "зверь" такой — современная РСЗО "Град", мы вам и расскажем…
А было так. Легендарная "Катюша" при всех своих достоинствах, как выяснилось в ходе ее применения, обладала еще и целой кучей серьезных недостатков. Снаряд был не слишком эффективен: всего лишь пять килограммов взрывчатки, дальность около девяти километров, однако стрелять на меньшее расстояние затруднительно, рассеивание снарядов очень велико, а значит, меткость мала. Ну и последнее — это то, что рельсовые направляющие располагались вдоль машины, над кабиной. А значит, стрелять прямой наводкой из "Катюши" было нельзя! По-иному и быть не могло, ведь снаряды ее стабилизировались в полете за счет хвостового оперения, то есть небольших плоскостей, и малейший их перекос вызывал отклонения, а запуск мог осуществляться только лишь с Т-образных направляющих. Известны, правда, случаи, когда "Катюши" ставили на крутых откосах "носом" вниз, подкапывали передние колеса, а под задние что-то подкладывали. Но вся эта фронтовая импровизация была делом случайным, "на самый крайний случай", а постоянно применять так эту технику было нельзя.
Немцы, захватив образцы "Катюш" и снарядов к ним, создали свои, вращающиеся в полете снаряды, причем вращающиеся за счет истечения газов из сопел, наклоненных в сторону от их продольной оси. Благодаря этому их можно было запускать из относительно коротких трубчатых направляющих. Вот только наладить массовый выпуск этого оружия в Германии так и не смогли. Зато в СССР по опыту войны была создана установка БМ-14 на базе грузовика ГАЗ-63, имевшая 16 пусковых труб для реактивных снарядов калибром 140 миллиметров. Теперь пусковая установка могла поворачиваться во все стороны и стрелять прямой наводкой. К тому же для ее снарядов придумали специальные тормозные кольца, позволявшие стрелять в интервале от 1,5 и до 7,5 километра. Однако военным хотелось чего-то похожего на американскую установку "Каллиоп", что в годы войны монтировалась на танках "Шерман". Ведь в ней было… 60 (!) стволов, и можете себе представить, во что превращалось поле боя, по которому их все выпускали?! Вот только дальность полета снарядов "Каллиопа" была невелика, поэтому-то ее и применяли на танковом шасси.
В итоге был разработан новый снаряд, раскручивавшийся при выстреле в самой трубе. В ней был витой паз, на корпусе снаряда — штифт. И когда снаряд вылетал из направляющей трубы, то он уже вращался. Оперение у снаряда тоже было, однако его сделали раскрывающимся. Длина снаряда получилась около трех метров, калибр, аналогичный гаубичному, — 122 миллиметра, вес — 66 килограммов, а дальность полета составила 20 километров. Осколочно-фугасный снаряд теперь подрывался так, что вместе с ним подрывались и остатки несгоревшего топлива, что давало примерно 4000 осколков. Были разработаны дымовые снаряды, снаряды с противопехотными минами для минирования местности, снаряд для создания помех радиосвязи, а также снаряд, содержащий 45 кумулятивных бомбочек, каждая из которых может пробить броню толщиной до 100 миллиметров. Есть также снаряд с двумя самоприцеливающимися боевыми элементами, которые выстреливаются из него в воздухе и опускаются на землю на парашюте. Каждый такой элемент сам "видит" танк противника и выстреливает по нему бронебойный поражающий элемент в виде так называемого "ударного ядра".
В качестве шасси использовался автомобиль "Урал-375", так что машина получилась еще и достаточно скоростная, вездеходная и маневренная. К тому же ее оснастили системой отключения подвески, так что никаких опорных домкратов, которые надо опускать на землю при стрельбе ей не нужно. Дал залп, и тут же можно ехать, чтобы не попасть под ответный удар противника! Вот так и родился знаменитый "Град" — боевая машина БМ-21. Количество пусковых труб на нем довели до сорока: четыре ряда по десять труб в каждом! Для подразделений ВДВ сделали облегченный вариант на базе автомобиля ГАЗ-66 — "Град-В", в котором число труб уменьшили до двенадцати.
Затем, в 1974 году, на вооружение приняли "Град-1" на шасси ЗИЛ-131 и гусеничный вариант на базе тягача МТ-ЛБ. Кроме того, для облегчения работы заряжающих (потому как работать с 66-килограммовыми снарядами "удовольствие" еще то) была создана специальная транспортно-заряжающая машина, сократившая время на перезарядку до десяти минут. Впоследствии "Град" получил шасси от "КамАЗа", так что это целиком и полностью наша отечественная разработка, включая и наше шасси.
Боевое крещение "Град" получил в 1969 году на острове Даманский. Да так, что в народе всерьез пошли разговоры, что "лазером там все сожгли!". Но это был не лазер, а всего лишь "Град", и после этого "дебюта" его захотели иметь у себя на вооружении многие страны мира. В результате советских поставок эти машины распространились по всему миру, почти так же, как и автомат Калашникова. Их применяли в Египте, Анголе, и в Афганистане, а вот для вьетнамских партизан был создан даже специальный "Град-П" ("Партизан") на треноге. Труба у него было всего лишь одна, но когда огонь вели несколько таких установок, то большой роли это не играло.
Ну, а потом… "Град" принялись улучшать. В Египте, например, создали установку с 30 направляющими и увеличенной до 33 дальностью стрельбы. Однако всех в данном случае переплюнула чехословацкая фирма "Шкода", создавшая в конце 60-х годов собственную версию нашей машины — RM-70. На вооружение она попала в армии Чехии, Словакии, Польши, Ливии и Зимбабве, а также ГДР, после объединения которой с ФРГ эти машины германское правительство передало Греции и Турции. По сути, это тот же "Град", но на шасси автомобиля "Татра-813" с бронированной кабиной и на четырехосном шасси. Сами чехи считают достоинством, что второй комплект снарядов и устройство для их заряжания находятся непосредственно на этой машине. Сразу после залпа пакет направляющих разворачивается на 180 градусов и все 40 снарядов, находящиеся позади кабины, одновременно задвигаются в трубы, так что установка может сделать еще один залп. Аналогичную машину сделали в Белоруссии на шасси МАЗ-6317.
По такому же пути решили пойти и на Украине. Там пакет направляющих установили на трехосном шасси автомобиля "КрАЗ-260", выпускающемся Кременчугским автозаводом, и вот так-то и появился тот самый украинский "Град". Выпускать новый РСЗО планируется сразу в двух модификациях: "Бастион-1" и "Бастион-2", причем сообщается, что оба они оснащены системами спутниковой навигации. А на последней машине в специальных открытых обоймах находятся еще и 40 дополнительных реактивных снарядов, а сам процесс перезарядки занимает вроде бы всего около двух минут. Вот этот-то "Град" вместе с другими и был показан на военном параде в Киеве.
А теперь несколько слов о том, почему подобные машины не появились в армии РФ, ведь плюсы вроде бы очевидны: не надо транспортно-заряжающих машин (экономия техники и бензина), а главное — с одной пристрелянной точки по противнику можно с высокой скоростью сделать не один залп, а два. А дело все в том, что российских военных вполне устраивает наш старый "Град" в традиционном советско-российском исполнении. Современная война — это процесс комплексный. Установки БМ-21, выпустив целых три тонны снарядов, становятся очень легкими и могут на высокой скорости сменить огневую позицию и быстро отойти туда, где их уже ждут тщательно замаскированные машины снабжения. А вот установки "БелГрад" и украинские машины, во-первых, везут на себе груз в шесть тонн, а во-вторых, так быстро поменять позиции не могут. И пока их расчет производит перезарядку, они сами могут подвергнуться ответному удару. Получается, что вся выгода от таких машин призрачная. Их можно применять разве что против совсем уж небоеспособного противника, например, тех же "повстанцев" или мирных городов, но никак не против противника, оснащенного современными средствами разведки средств поражения. Хотя… да, на парадах такие машины действительно смотрятся очень эффектно и производят впечатление куда большей боевой мощи.
Читайте также:
США строят батут для прыжков в космос
США кулаками трясут, но российское покупают
Мертвая петля российского авиапрома