Негров США избавили от рабства броненосцы

Броненосец Каир, рисунок

Руководители США, грозя санкциями России, очевидно, плохо помнят уроки собственной истории. А она свидетельствует, что народ, объединенный идеей справедливости и свободы, способен творить чудеса, не подвластные никакому давлению. Это подтверждает и малоизвестный эпизод Гражданской войны между Севером и Югом второй половины позапрошлого века.

В 1861 году, как раз тогда, когда в США вспыхнула гражданская война между северными и южными штатами, на Севере страны промышленность хотя и была, но, по сути, не было ни хорошей армии, ни флота! А флот северянам был очень нужен и для блокады побережья мятежных штатов, и для того, чтобы овладеть "позвоночным столбом мятежа", каковым, по мнению президента Авраама Линкольна, являлась река Миссисипи. Из одиннадцати штатов Конфедерации к западу от неё их находилось всего три: Арканзас, Луизиана и Техас. Однако они располагали огромными стадами скота, и это от них зависело снабжение армии южан продовольствием. Кроме того, поставив реку под свой контроль, северяне получили бы возможность перебрасывать свои войска по ней пароходами. Вот только для начала нужно было Миссисипи у них отвоевать! Ну, а сам по себе вопрос стоял предельно остро: либо Север побеждает в этой войне, либо… Юг!

Читайте также: Шимоза, которая потопила русскую эскадру

Правда, у северян не было для этого подходящих боевых судов, но зато у них с лихвой хватало толковых инженеров. И не стоит удивляться тому, что уже 7 августа 1861 года инженер Джон Идс подписал с армией США соглашение, по которому обязался в 65 дней разработать проект и построить семь броненосных речных кораблей, броня которых должна была защищать их экипажи не просто от неприятельского огня, а от артиллерийских снарядов! Спешка в строительстве была такова, что подробности заказов передавались на заводы по телеграфу, причем одновременно прокатывалась броня и строились паровые машины! Рабочие трудились круглосуточно, без праздников и выходных! В результате уже через 45 дней на воду был спущен первый речной броненосец "Сент-Луис", а вскоре за ним последовали ещё шесть. Достраивали их уже на плаву, так что команды матросам "Орудие бомбой заряжай!", раздавались на палубе одновременно с криками монтажников: "Подтянуть гайки и винты!" Поскольку вода в Миссисипи была коричневого цвета, новую эскадру так и назвали: "Броненосцы коричневой воды".

Броненосец Цинцинатти

В то время консервы уже выпускали, но они в отличие от современных, часто имели вид высоких прямоугольных банок с наклонными стенками, и стоило их перевернуть, как сходство с броневым казематом новых кораблей становилось разительным! Корпус почти целиком уходил под воду, так что борт возвышался над ней всего лишь на 30 см. Гребное колесо находилось на корме (если оно было одно) или если их было два, то по бортам, причем они тоже были бронированы. Мощные пушки смотрели из амбразур — две-три спереди, три-четыре с каждого борта, и две — сзади. Две трубы — обычное "украшение" большинства тогдашних американских пароходов на Миссисипи оставались высокими, чтобы обеспечить тягу в топках. Часть пушек по-прежнему стреляла ядрами. Однако у северян уже были и нарезные орудия, имевшие продолговатые стальные снаряды, покрытые свинцом. С их помощью можно было бороться с такими же броненосцами противника в том случае, если бы южанам удалось их создать. Вот так странно выглядели эти "жестянки на плотах", однако именно на них командование северян возлагало большие надежды.

Читайте также: Как Восток и Запад мерялись пушками

Авраам Линкольн образно назвал новые боевые корабли "лапчатыми гусями", намекая на то, что плицами свои колес они шлепают по воде, словно гуси своими перепончатыми лапами. Однако после того как они вскоре вступили в бой, это название стали воспринимать уже без иронии, а скорее как намек на знаменитых гусей из древнего Рима, которые, как известно, его и спасли. Кроме того, моряки убедились в превосходных качествах железной брони, покрывала их корабли, что показала первая же битва с береговыми батареями южан. Так, "Сент-Луис" в ходе одного из боев получил 59 прямых попаданий, но только девять человек на нем были ранены, а всего флотилия в том бою потеряла 11 человек убитыми и 43 ранеными. Правда, на близком расстоянии тяжелые снаряды южан броню "броненосцев коричневой воды" все же пробивали. Однако стоили им отойти чуть подальше, как они уже отскакивали от нее как горох от стенки.

Южане отлично понимали роль броненосного флота в данной войне, но у них было слишком мало заводов, не хватало инженеров и даже металла. Тем не менее, и они сумели построить несколько речных броненосцев, среди которых больше всего прославился "Манассас". Его перестроили из бывшего речного ледокола, корпус имел сигарообразную форму, как и у "Наутилуса" Жюля Верна, так что он даже внешне походил на субмарину. Команда этого небольшого речного броненосца (50×3,8 м) состояла всего из 33 человек. В октябре 1861 года "Манассас" дерзко атаковал эскадру северян из четырех кораблей и таранил фрегат "Ричмонд", проделав огромную дыру в его корпусе. Именно в этом, кстати, и заключалось главное отличие кораблей южан от броненосцев федералистов. На них были подводные тараны, так как качественной артиллерией похвастаться они не могли.

10 мая 1862 года сразу восемь таких судов-таранов напали на эскадру северян, стоявшую на Миссисипи. День был солнечный и на берега вышли целые толпы зрителей, включая и дам в пышных кринолинах. Места на скамейках, предусмотрительно расставленных предприимчивыми людьми, шли по доллару и выше, а еще тут же продавали пиво, виски и содовую, так что удовольствие от зрелища те, кто его наблюдал, получили полное во всех отношениях!

Читайте также: Крейсеры в овечьих шкурах не пройдут

Сначала корабли обстреливали друг друга, а затем сцепились на абордаж, причем в такой тесной схватке, что люди даже поливали друг друга кипятком из брандспойтов. Конфедератам удалось повредить два судна северян, но и сами они стали жертвами губительного артиллерийского огня. После этого суда-тараны, прикрытые броней стали строить и северяне. Их превосходство на Миссисипи стало абсолютным и тогда южане пошли в последний бой, намереваясь подороже продать свои жизни.

6 июля 1862 года бой разгорелся у города Мемфис. Даже колокольни и городские крыши были усыпаны народом и — да, действительно, на такое зрелище стоило посмотреть! Корабли с грохотом сталкивались друг с другом, в упор расстреливали друг друга из орудий, на них взрывались паровые котлы, они садились на мель и горели. За 70 минут флот мятежников был истреблен полностью, после чего янки начали высаживать десант в город, жители из которого в панике разбежались.

Правда, южане сумели построить еще один речной броненосец по типу "Вирджинии", сражавшейся с "Монитором" северян на Хемптонском рейде, и бросили его в бой как свою последнюю надежду удержать Миссисипи в своих руках. Правда, он плохо слушался руля, и имел паровую машину собранную наспех, но зато его наклонная броня, сделанная из стальных прокатанных рельсов, была практически неуязвима для снарядов. И хотя это бронированное чудовище и сумело оттеснить корабли федералистов вверх по реке, когда его машина вышла из строя, а починить ее было нельзя, экипажу только одно и осталось: поджечь свое судно, чтобы оно не досталось врагу, что тут же и было сделано.

Правда, южане заказали несколько броненосных кораблей в Англии. Однако правительство Великобритании, не желавшее ссориться с "дядей Сэмом", сделало все для того, чтобы Юг этих броненосцев так и не получил!

Читайте также: Трагедией закончился спуск броненосца на воду

Отмечая заслуги "флота коричневой воды" в деле разгрома рабовладельцев, президент Линкольн писал: "Не надо забывать "гусей лапчатых Дяди Сэма". Они участвовали во всех прибрежных операциях… Везде, где поверхность земли была хоть немножко мокрая, — они появлялись там и прокладывали дальнейший путь остальным. Спасибо всем!"

 

Интересно, что подорвавшийся на мине южан броненосец "Каир" уже в наши дни удалось поднять со дна реки и отреставрировать. Сегодня его можно увидеть на открытой площадке в музее Виксбурга. Любопытно, что это судно было построено по катамаранной схеме, а его колесо располагалось между корпусами, чтобы защитить от воздействия снарядов и не занимать места для пушек по бортам.

Ну, а вывод из всего вышесказанного очевиден: нужда самый лучший учитель, так что чем ни сильнее давление, тем и результативнее ответ!