Одним из самых эффективных способов отыскать решение сложной задачи считается так называемый мозговой штурм. Собирается группа людей, работающих над проблемой, и каждый начинает предлагать свои идеи… Казалось бы, успех гарантирован! Однако недавно французские ученые во главе с доктором Акином Казацки экспериментальным путем опровергли это мнение.
Старая пословица "Одна голова хорошо, а две — лучше" и в наше время достаточно распространена. В бизнесе этот принцип получил название мозгового штурма. Участники команды активно фонтанируют идеями, в конце подводится итог и выдается некий "общий" результат…
Решив проверить, насколько эффективен подобный подход к делу, исследователи разделили 30 дизайнеров, средний трудовой стаж которых составлял 12 лет, на десять групп по три человека в каждой. Перед каждой командой поставили задачу разработать концепцию экспозиции музея, посвященного Антарктиде. При этом экспериментаторы сформулировали ряд дополнительных требований, в частности, касающихся экологической чистоты проекта.
На генерацию идей отводилось всего полтора часа. Требовалось записать идеи на листах бумаги формата A3 и потом сдать организаторам исследования. Кроме того, в процессе "мозгового штурма" разговоры участников групп записывались на диктофон.
Читайте также: Все тайны красного цвета
После того как были составлены итоговые проекты, исследователи представили их на суд 14 музейных специалистов и менеджеров. И — вот парадокс — проекты команд, сгенерировавших наибольшее число идей, менее всего приглянулись музейным экспертам! И, напротив, проекты команд, сгенерировавших небольшое количество идей, больше понравились "приемной комиссии". Хотя в среднем дизайнерские группы сгенерировали по 82 идеи, в итоге лучшим был признан проект команды, сгенерировавшей всего 60 идей.
Таким образом, количество не всегда переходит в качество, заключили исследователи. Куда более эффективен "сфокусированный" метод, который называют творческим проектным рассуждением.
Результаты исследования, названного "Мозговой штурм против творческой проектной логики" планируется представить в мае на конференции в Лондоне. "Главным результатом нынешней работы является то, что мы доказали несостоятельность мозгового штурма", — считают авторы.
Но почему "признанный метод" не работает? Скорее всего, дело в том, что усилия участников занимающейся проектом команды направлены на то, чтобы выдать как можно большее число идей, а не на то, чтобы получить качественный результат… Причем одни идеи могут быть совершенно противоположны другим, они могут блистать оригинальностью, но в то же время не подводить к решению задачи. Куда лучший результат получается, когда участники нацелены на решение, а не на демонстрацию собственной креативности, и взвешенно подходят к предъявляемым требованиям и стандартам.
К тому же, понятно, что при обсуждении проекта приоритетное "право голоса" имеют более авторитетные специалисты. В итоге идеи, предложенные участниками с недостаточным опытом или квалификацией, могут просто-напросто оставаться без внимания, хотя они не так уж и плохи…
Читайте также: Восемь самых популярных лженаук
Кстати, в объявлениях о вакансиях нередко встречается такое требование, как "умение работать в команде". Далеко не все люди обладают этим свойством. Согласовывать свои мысли и действия с мыслями и действиями других — вариант не для каждого. Есть категория людей, которым гораздо проще все делать самим, без участия коллег. И это зачастую дает лучший эффект, чем пресловутая "работа в команде". Поскольку человек понимает, что он один отвечает за исход работы, тогда как в команде "зона ответственности" делится на всех… Но в то же время может получиться плохой результат, если исполнитель не учел предъявляемых к проекту требований.
А порой в одиночку работать над проектом просто невозможно, поскольку для его осуществления требуются разные виды и уровни квалификации. Допустим, над рекламными проектами обычно работают одновременно текстовики, художники и прочие специалисты…
Для каждой отдельно взятой ситуации может быть эффективен тот или иной способ "штурма". В каких-то случаях это может быть индивидуальная разработка, в каких-то проект может стать плодом общих усилий. Главное все же — чтобы результат понравился заказчику.