Социальные сети заражают людей... эмоциями!

Оказывается, социальные сети не только распространяют информацию, но и могут транслировать эмоции. Более того, как выяснили ученые, люди, общающиеся в социальных сетях, весьма и весьма склонны "заражаться" настроением своих друзей. Впрочем, как показали результаты исследований, к счастью влияние позитивных сообщений сильнее, чем негативных.

О том, что по социальным сетям очень быстро распространяется любая информация, знают даже те, кто никогда туда не заходит. Действительно, перед глазами очень много примеров — взять хотя бы роль социальных сетей в распространении протестных настроений во время недавних конфликтов, получивших общее название "Арабская весна". Однако, как выяснили недавно ученые, через эти платформы может распространяться не только информация сама по себе — социальные сети способны достаточно быстро транслировать эмоции и тем самым создавать некую атмосферу общения.

Тут нужно заметить, что способность быстро передать свое настроение другому человеку вообще является весьма характерной чертой людей, которая, судя по всему, досталась им от предков. И эволюционный смысл этого приспособления очевиден — при помощи него можно координировать действие стаи во время чрезвычайных ситуаций. Например, если кто-то увидит хищника и придет от этого в беспокойное состояние, то оно быстро передастся другим членам группы, и в итоге весь коллектив сможет быстро подготовиться к столкновению с агрессором (или бегству от него).

Читайте также: Сети лжи: смотри, не влипни!

Тем не менее, традиционно считается, что для того, чтобы такая трансляция эмоций была возможна, все члены группы должны поддерживать друг с другом какой-то контакт — визуальный, акустический или, на худой конец, обонятельный (в последнем случае настроение передается через выделяемые специальные вещества — феромоны). Однако такого контакта нет у тех, кто общается посредством социальных сетей — ведь онлайн-друзья не видят и не слышат друг друга, а так же не могут чувствовать издаваемые собеседником запахи. Но, как доказали недавно психологи из Университета Калифорнии в Сан Диего (США), все это совершенно не влияет на распространение эмоций посредством социальных сетей.

Для того, чтобы выяснить, как именно посредством этих онлайн-серверов может передаваться настроение, исследовали свыше миллиарда обновлений статусов среди 100 миллионов пользователей Facebook в период с января 2009 по март 2012 года. При этом исследователи не располагали личными данными пользователей, то есть совсем не знали, знакомы ли участники общения в реальной жизни или нет. Более того, они не представляли себе того, насколько сильно реальные личности общающихся в Facebook отличаются от "виртуальных".

Впрочем, для исследования это было не так важно, поскольку все сообщения обрабатывала специально созданная для этого программа. Она оценивала эмоциональный настрой сообщения, исходя из его текста, а также анализируя грамматику и пунктуацию пишущего. В результате все сводилось к трем оценкам: сообщение могло быть эмоционально "позитивным", "негативным" или же "нейтральным" (последних, как это не странно было меньше всего). Достоверность этого анализа была проверена авторами исследования на случайной выборке добровольцев, которым предложили дать эмоциональную оценку ряду выбранных сообщений. И вот, в 99 процентах случаев оценки машины и людей оказались совершенно идентичными.

Кроме того, во время анализа результатов данной оценки ученым пришлось учитывать два фактора, которые могли существенно исказить картину. Во-первых, из выборки были исключены все посты, связанные с изменением погоды, поскольку в предыдущих работах исследователей было доказано, что смена солнечной погоды на дождливую сама по себе на несколько порядков увеличивает количество негативных откликов (и наоборот). Исследователи назвали эту зависимость "эффектом" дождя. Кроме того, психологами не рассматривались посты людей, живущих в одном городе, — в противном случае на результаты исследования повлияла бы возможность того, что участники дискуссии могли знать друг друга в реальной жизни.

В результате проделанной работы авторы выяснили, что каждый новый негативный пост в соцсетях порождает 1,29 аналогичных сообщений среди друзей пользователя, а позитивное сообщение ведет к появлению 1,75 столь же позитивных обновлений статуса. Как видите, положительные эмоции все-таки распространяются по социальным сетям с большим охватом и влиянием, нежели негативные. Тем не менее, по словам ученых, не исключено, что если бы в работе учитывались и посты обитателей одного города, скорость распространения эмоций могла бы быть и выше.

"Возможно, что эмоциональное проникновение в соцсетях даже сильнее, чем мы смогли зафиксировать", — говорит один из авторов работы, профессор Джеймс Фаулер с кафедры социальных наук в Медицинской Школе при университете Калифорнии. Он так же добавляет, что теперь становится понятно, почему информация, попавшая в социальные сети, приводит к очень быстрой реакции на какое-нибудь событие в мире. "Мы можем видеть большие всплески мировых эмоций, что может приводить к значительным колебаниям в любой сфере, от политических систем до финансовых рынков", — заявляет профессор Фаулер.

Таким образом, ученые подтвердили существование еще одного механизма манипуляции мнением людей посредством социальных сетей. Суть его в том, что совершенно не важно, какая будет информация в сообщении, главное, — создать определенный эмоциональный настрой. Таким образом в сообщество запускается своеобразный настроенческий "вирус", который, транслируя данную эмоцию, быстро заражает ею большинство участников группы. То есть целенаправленно создается определенная эмоциональная атмосфера, которая заставляет людей на время "отключить" собственно анализ ситуации (ведь в состоянии эйфории или, наоборот, подавленности и гнева мысли всегда уступают место чувственному восприятию) и моментально среагировать на ситуацию так, как это нужно манипулятору.

Читайте также: Увидеть Facebook и… не умереть

Интересно, что противостоять этой эмоциональной "заразе" на самом деле очень легко. Для этого нужно обращать внимание не на то, как написано сообщение, а на его содержание. Однако, увы, многие пользователи социальных сетей не всегда следуют этому мудрому правилу…