Даже сегодня продолжаются споры о том, хорошую или плохую технику во время Второй мировой войны поставляли Советскому Союзу союзники по антигитлеровской коалиции. А уж сколько набралось связанных с этим мифов — не сосчитать. Один из них до сих пор весьма популярен в СМИ: он повествует о том, будто бы англичане, будучи врагами гитлеровцев, все-таки поставляли им свое оружие.
Многие авторы, пишущие на эту тему, даже не дают себе труда познакомиться с источниками тех лет, а всего лишь переписывают то, что им понравилось у других. Но, даже используя свидетельства очевидцев, они нередко забывают, что последние очень часто "врали" по… невежеству, и к их сообщениям, как к источнику, следует относиться очень осторожно!
Вот, например, мемуары известного танкиста В. П. Чибисова "Английские танки у Крутого Лога" (Новосибирск, 1996 г.). Это очень ценный, хотя и малодоступный сегодня источник, в котором автор трезво и взвешенно оценивает английский танк "Матильда", на котором ему довелось воевать. Поскольку в интернете есть отрывок из этой книги с описанием, вряд ли имеет смысл повторяться.
Читайте также: Избыточный вес полезен… для танков
Однако есть смысл привести отрывок из газеты "Сталинское знамя" за 1941 год: "…В колонне своим внушительным видом выделялись танки подразделения капитана Морозова… Это — английские танки с мощными дизельными моторами, работающие четко и бесшумно… С первых же дней изучения английских танков наши бойцы убедились в их высоких качествах. Многотонный танк очень подвижен. Он имеет стальную броню, простое управление и мощные огневые средства для борьбы с вражескими танками и пехотой… Большой интерес представляли следовавшие в колонне бронированные английские транспортеры. Они вооружены хорошо, их оружие с одинаковым успехом может бить по воздушным и наземным целям".
Как видите, оценка очень даже позитивная, однако нас в данном случае будет интересовать мнение В. П. Чибисова по другому вопросу. Чибисова и других его товарищей удивил факт многокалиберности британского оружия, имевшее место в одном его танке: у спаренного с орудием пулемета "Беса" — 7,92-мм, у башенного "зенитно-пехотного" пулемета "Брен" — 7,71-мм, у пистолета-пулемета "Томпсон", имевшегося в комплекте — 11,43-мм.
"Мы сравнили английские патроны с нашими, и, конечно же, они без всякого сомнения не совмещались. Но вот, что интересное мы раскопали, что даже возмутило нас, так это было, когда мы ехали на фронт. На одном крохотном полустанке из трех путей и десятка домов железнодорожников наш эшелон остановился напротив уже стоявшего там грузового поезда. Вагоны его и платформы были завалены трофейным оружием, ехавшем теперь на переплавку; патроны большими кучами были насыпаны прямо на пол в вагонах, словно это насыпаны были в стручках бобы или горох. Ой, от такого небрежно наваленного "гороха" много вездесущих мальчишек в ту пору лишались пальцев, глаз, а то и дорогой жизни!
Кроме этого, так сказать, фронтового добра на платформах, казалось бы, сцепив зубы, стояли немецкие орудия, совсем недавно изрыгавшие смерть на наши окопы и блиндажи. А на других платформах скукожились битые гитлеровские легкие и средние танки T-III, T-IV. Это они на платформе имели потрепанный, жалкий вид, а до этого…
Почти все наши экипажи поспрыгивали из вагонов и с платформ, едва только наш эшелон начал останавливаться; спрыгивали активнее, если бы были на полустанке, как бывало, прилавки, за которыми продавали свежие или малосольные огурчики, вареную с лучком, еще парящуюся в глечике картошечку", ну и прочие деликатесы. К этому моменту наши танкисты успели закончить чистку оружия и башни и захотелось им поковыряться в немецких железах.
"С платформ доносилось звяканье, стук, скрежет исследуемых стальных и бронированных недобитков вермахта. Примерно через полчаса кто-то из башнеров подошел к моему танку и стал вызывать меня: "Товарищ лейтенант, пойдемте посмотрим немецкие танки. Там наши ребята бьются уже полчаса в башне, а вытащить пулемет из шаровой установки не могут. Кувалдой даже долбили!… Там по-немецки написано, но никто не понимает, а вы же разбираетесь по-немецки…"
Мы пошли вдоль эшелона туда, где "не разбирались по-немецки" и откуда слышались звяканье и стук по железу, как из солидной кузницы. Сержант-башнер сказал мне, что его товарищи уверяли, на немецких танках стоят наши пулеметы "Беза". Под словами "наши пулеметы" он, конечно же, имел в виду такие же станковые пулеметы "Беза", какие были установлены и у нас в башнях "Матильд". Я усомнился и возразил, сказав, что подобное вряд ли могло иметь место. Но когда в башне немецкого танка увидел тот пулемет — именно "Беза", — я откровенно был обескуражен и основательно удивлен.
Пытаясь вышибить его из шаровой установки с помощью кувалды (можно сказать, одного из любимейших "универсальных инструментов" многих наших ремонтников), башнеры так ему загнули ствол, что он стал похож на ручку артельного чайника или скорее всего на хобот слоненка, поливающего свою голову водой. Действительно, в башне были приклепаны то там, то здесь металлические пластинки и полоски с краткими инструкциями для стрельбы или указаниями типа — "нажми здесь", "нажми и поверни", "поверни вправо" и т. п. По указанию такой планки я нажал, повернул и пулемет довольно быстро выдернули удивленные и обрадованные башнеры. То был самый настоящий английский пулемет "Беза". Мы осмотрели остальные немецкие танки на платформах, и там тоже были английские пулеметы".
Вывод, который из этого сделал танкист Чибисов был для того времени абсолютно естественным: английские капиталисты, обуреваемые жаждой наживы, поставляют свою продукцию "и нашим и вашим" и для них, понятное дело, нет ничего святого. Однако именно с пулеметом "Беса" дело, на самом деле, обстояло совсем не так! Дело в том, что этот пулемет был сконструирован в Чехословакии, и только потом уже принят на вооружение в Англии.
Он являлся точной копией чешского пулемета ZB-53 /vz-37/, и, в общем-то, офицеры Красной Армии должны были бы это знать. Естественно, что и калибр у него был "чехословацкий", то есть стрелял он патронами от… германской винтовки "Маузер", принятой там на вооружение! В годы войны Чехословакия была оккупирована Германией, а ее танки под обозначениями 35t и 38t состояли на вооружении вермахта и, соответственно, несли на себе чехословацкие пулеметы калибра 7,92-мм. То есть там, на платформах с подбитыми немецкими танками, стояли именно эти машины и именно на них-то Чибисов и его товарищи эти пулеметы, сделанные в Чехословакии и нашли.
Ну, а англичане переделывать свои "Беса" не стали, так как это было сложнее, нежели выпустить ограниченное количество патронов нужного для них калибра, поскольку расход их на танках не так уж и велик, и такая страна, как Англия вполне могла позволить себе подобные "излишества", а вот время их поджимало. Но В. П. Чибисов всего этого не знал… и объяснил это по-своему, ну, а впоследствии многие люди на его мемуары ссылались вполне естественным образом: ведь он же был очевидцем тех событий!
Читайте также: Супероружие погубила… излишняя секретность
То есть поговорку "врет как очевидец" никто не отменял, хотя понятно, что в данном случае это отнюдь не "злой умысел", а элементарное отсутствие соответствующей осведомленности по предмету.
Читайте все статьи из серии "Мельница мифов"