Писателей называют "инженерами человеческих душ" и "властителями умов". Оказывается, эти выражения можно употреблять не только иносказательно: чтение художественной литературы вызывает изменения в некоторых участках нашего мозга! Причем это воздействие носит долговременный характер: изменения остаются много времени спустя после прочтения книги.
Ученые уже давно выяснили, что нейронная структура мозга достаточно пластична и способна подстраиваться под наиболее эффективное решение текущих задач. Но точно так же на мозг влияют и сильные впечатления, полученные нами в процессе жизненного опыта. Например, если в детстве мы пережили серьезную стрессовую ситуацию, пусть мы потом благополучно ее забудем, она может сказаться на нас уже в зрелом возрасте.
Между тем, воздействие на нейроны мозга, скажем, профессиональных задач или стрессовых ситуаций слишком уж очевидно. А как обстоит дело с более тонкими и сложными раздражителями, такими как искусство? Исследований, посвященных влиянию на работу мозга различных эстетических переживаний, проведено немало. В частности, совсем недавно ученые выяснили, что чтение так называемой высокой литературы способствует возникновению у людей эмпатии — способности сочувствовать, сопереживать другому живому существу. Другие эксперименты показали, что чтение активирует особые участки в мозгу, причем реакция на прозаические произведения отличается от реакции на поэзию.
Но в большинстве исследований рассматривается лишь кратковременный эффект, связанный с чтением произведений малой формы — к примеру, рассказов или стихов. Группу экспертов из Университета Эмори (США) во главе с Грегори Бернсом заинтересовало, существует ли некий долговременный эффект от чтения романов и других объемных литературных произведений. В ходе эксперимента 21 добровольца попросили читать роман Роберта Харриса "Помпеи". По сюжету, главный герой книги предчувствует катастрофу, связанную с извержением Везувия, и пытается предупредить о ней своих сограждан, но они не слушают его. Кроме того, в книге присутствует любовная линия… Свой выбор экспериментального произведения ученые объяснили "сильными повествовательными достоинствами книги", в которой присутствуют драматизм, напряжение и прочие вещи, способные взволновать читателя.
В течение девяти дней испытуемые посещали научную лабораторию, где им сначала проводили сканирование мозга, а затем давали прочесть по 30 страниц из "Помпей". Кроме того, им "задавали" читать роман на ночь, а на следующее утро проверяли, насколько хорошо они "усвоили материал".
Сканирование показывало, что при регулярном чтении усиливались нейронные связи в левой височной коре, ответственной за языковой анализ. Причем этот эффект отмечался и по утрам, то есть после того как добровольцы вечером "пообщались" с книгой, но еще не приступили к утреннему сеансу чтения. Авторы исследования сравнили данный феномен с мышечной памятью: даже после длительного отсутствия тренировок человек может показывать хорошие результаты при усилиях мышц, которые долго не были задействованы.
Помимо этого, у испытуемых было отмечено усиление первичной сенсомоторной коры, ответственной за ощущение собственного тела. Хорошо известно, что эта кора способна активироваться не только при совершении реальных движений, но и просто при мыслях о них — скажем, когда мы думаем о прогулке на велосипеде, у нас активизируются те же зоны мозга, что и во время самой прогулки.
При чтении романа, по мнению исследователей, мы отождествляем себя с вымышленными героями настолько, что буквально "влезаем в их шкуру". Любопытно, что мозговые изменения "держались" и пять дней спустя после того как книга была дочитана до конца. Следовательно, можно говорить о долговременном воздействии чтения на мозг.
Правда, остается загадкой, насколько долго вообще может действовать "эффект романа". К тому же, пока не ясно, какое воздействие на мозг могут оказать книги с другими характеристиками — скажем, такие, где впечатляют не повороты сюжета, а внутренняя жизнь персонажей. Кстати, существует исследование, которому удалось обнаружить связь между стилистикой поэтического текста и изменениями мозговой активности. Возможно, темой следующего исследования станет влияние на нейробиологию мозга особенностей литературного стиля вообще…