В начале сентября нынешнего года в польском городе Кельце открылась Международная выставка оборонной промышленности MSPO 2013. Однако одну из ее главных новинок показали публике еще накануне. Это была новая разработка — танк PL-01, который Польский консорциум оборонных предприятий решил продемонстрировать широкой аудитории еще до открытия выставки.
О начале работ по созданию нового проекта национального танка поляки объявили еще в середине февраля этого года. Тогда сообщалось, что предприятия OBRUM, Bumar и Huta Stalowa Wola начали разработку проекта перспективного танка для вооруженных сил Польши. Чуть позже, в мае, было подписано соглашение о сотрудничестве с корпорацией BAE Systems.
При этом информация о машине в самом начале была крайне скудной. Так, сообщалось, что она будет иметь боевую массу около 45-50 тонн, боевое отделение планируется выполнить необитаемым, а боекомплект будет размещен в изолированном кормовом отсеке по примеру танка "Абрамс". На картинках танк отчасти напоминал другую польскую разработку, Anders, и, видимо, должен был представлять собой переработанный ее вариант.
После первой февральской презентации проект перспективного польского танка на время пропал из виду и вновь появился в новостях лишь после того, как был построен и показан на выставке его макет в натуральную величину. В целом, привезенный на салон MSPO 2013 макет был похож на то, что демонстрировалось в феврале этого года. Однако новый концепт имеет и целый ряд отличий. Вероятно, польские танкостроители учли особенности тех или иных технических решений и изменили облик своего перспективного танка с учетом всех новых веяний в танкостроении.
Однако модель-концепт — это одно. Тут можно придумать и изготовить из фанеры и пластмассы что хочешь. А вот реальное его воплощение в металле — это совсем другое. Пока что проект нового польского танка PL-01 еще далек от практического применения, хотя основные черты его дизайна к настоящему времени уже определены и, скорее всего, в будущем существенно не изменятся. Тем более, что в проекте широко использовались наработки по предыдущему польскому танку Anders, который в свое время также считался передовой разработкой и должен был кардинально улучшить состояние польских бронетанковых войск.
В целом PL-01 повторяет общую компоновку этого танка, что говорит о том, что польским конструкторам понравилась именно она. То есть моторно-трансмиссионное отделение расположено у этого танка спереди, как и у израильского танка "Меркава", а остальной объем корпуса отдан под место для экипажа и боекомплекта. В пользу версии о переднем расположении двигателя и трансмиссии говорит как характерная форма передней части машины со сдвинутым назад люком механика-водителя, так и люк в кормовой бронировке корпуса, опять-таки точно так же, как и на "Меркаве". В проекте Anders этот люк предназначался либо для загрузки боеприпасов, либо для посадки в него десанта (в варианте БМП на базе этого танка). Ну, а если планируется размещение всего экипажа внутри бронекорпуса вне башни, то тогда этот люк может быть использован для посадки командира и наводчика.
О характеристиках бронирования, предусмотренного проектом PL-01, пока говорить еще рано. Ведь что можно сказать о толщине и конструкции брони по макету? Вероятно, как и на других современных танках, наиболее мощное бронирование на этом танке предполагается установить в лобовой части корпуса и башни, ведь танкам приходится грудью идти на огонь врага! В любом случае большой угол наклона верхней лобовой детали способен улучшить характеристики защиты его передней проекции. На бортах показанного макета размещены крупные экраны сравнительно большой толщины. Судя по габаритам и внешнему виду, они могут содержать многослойное комбинированное бронирование, а вот уж из чего это бронирование состоит пока что остается только лишь гадать!
Башня PL-01 невелика по размеру и, как впрочем и его корпус, имеет характерную форму из множества плоских панелей, но причины такого технического решения не вполне ясны. Дело в том, что было бы выгоднее сделать ее объемом побольше, чтобы установить разнесенное бронирование, а пространство между броневыми конструкциями чем-нибудь заполнить. В любом случае это повысило бы ее защищенность. Впрочем, вероятно, в проекте учитывались возможности снижения радиолокационной заметности танка посредством применения на нем технологии СТЕЛС.
Впрочем, есть и другая версия, согласно которой необычный внешний вид танка обусловлен сугубо эстетическими воззрениями авторов проекта. И если это так, то… хорошего в этом мало, потому что танк, так же как и ресторан, надо делать "не под себя", а для публики, то есть в соответствии с теми данными науки и техники, которыми располагают конструкторы. Ресторан "под себя" прогорит с вероятностью 80 процентов, и точно так же обстоит дело и с танком. "Красиво" — для танка это не показатель, поскольку танк не самолет!
Одним из самых неоднозначных решений в рамках оригинального внешнего вида стал кожух орудия. Характерная четырехугольная конструкция рубленой формы значительно отличается от применяемых на современных танках решений. В том числе, и этот факт также может служить подтверждением эстетической версии происхождения ряда агрегатов.
Нагляднее всего "эстетика" этого танка проявилась в оригинальном кожухе, который прикрывает его 120-миллиметровое гладкоствольное орудие. Причем, за передний лист кожуха выходит лишь небольшая часть его ствола и дульный тормоз.
Поверхности кожуха и маски орудия, непосредственно сопряженных друг с другом, плавно переходят в верхние и нижние листы бронирования башни. И такое решение действительно оптимально, чего о самой пушке не скажешь. Дело в том, что на сегодня ни один из современных основных боевых танков дульного тормоза на пушке не имеет, а уж тем более, тормоза щелевого типа, имеющего целых девять прорезей. Дело в том, что, как показал еще военный опыт, наличие на танковом орудии дульного тормоза отрицательно влияет на точность стрельбы на большие расстояния.
При проходе газов через каморы тормоза ствол дергается столько раз, сколько на нем имеется выходов для газов. И хотя в целом отклонение, при этом возникающее, очень невелико, на дистанции в полтора-два километра оно может достигнуть нескольких метров! Поэтому-то и 125-миллиметровая пушка российского танка Т-90, и 120-миллиметровая германская пушка "Рейнметалл" на танках "Леопард" и "Абрамс", и 120-миллиметровая пушка на израильской "Меркаве" дульного тормоза не имеют в принципе.
Сама башня PL-01 оснащена развитой кормовой нишей, в которой, как и на одном из вариантов танка Anders, видимо, планируется размещение боеукладки или автомата заряжания типа "елочка". На крыше башни установлена турель с пулеметом винтовочного калибра дистанционного управления и дымовыми гранатометами. Кроме того, на крыше башни, возле бортов, имеются два блока с некой аппаратурой, похожей на видеокамеры. И что это такое и для чего, пока что еще неизвестно.
Как это видно из их устройства, эти блоки могут вращаться вокруг вертикальной оси и качаться в вертикальной плоскости. Еще один агрегат с оптическими системами находится в передней части башни, рядом с маской орудия. Скорее всего, это средства наблюдения экипажа. Ведь если его собираются разместить внутри корпуса, то это потребует соответствующих средств наблюдения за окружающей танк местностью. И тут без телекамер внешнего обзора никак не обойтись. Вероятно, поэтому и на танке PL-01 планируется установка развитой системы видео- и тепловизионных камер.
Для наведения орудия, скорее всего, используются системы, установленные над орудием, а также некие приборы справа от него. На передней части башни, справа от пушки, имеется небольшая ниша с двумя оптическими приборами. Слева от пушки в башне предусмотрена крупная вертикальная щель, по-видимому, предназначенная для спаренного с пушкой пулемета. То есть в данном случае все традиционно.
Известно, что танк PL-01 получит перспективную систему управления огнем зарубежного производства, комплекс активной защиты и ряд других важных систем. Причем созданием комплекса радиоэлектронного оборудования для этого танка, скорее всего, будет заниматься международная корпорация BAE Systems. Иначе зачем тогда поляки заключали с ней соглашение?
Таким образом, проект PL-01 сегодня находится на стадии ранней конструкторской разработки — и не больше. Поэтому в течение ближайшего времени польский танкостроительный консорциум будет показывать на салонах и выставках только его макет. Его воплощение в металле начнется через год-другой, а испытания готового танка планируются не раньше 2016 года. Если все работы пойдут в соответствии с имеющимся графиком, то уже в 2018 году возможна и поставка серийных PL-01 заказчикам.
Пока еще рано говорить, во что вся эта затея выльется вообще и кто именно станет приобретать эти новые польские танки. Вероятнее всего, их стартовым заказчиком станет министерство обороны Польши. После чего можно будет ждать заказов и от каких-нибудь третьих стран, военных специалистов которых сможет также привлечь оригинальный дизайн танка и… цена, которая должна быть значительно ниже, чем у мировых и признанных лидеров современного танкостроения.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"