Лучшая защита от врагов - сострадание к ним

Почему живые существа часто испытывают сострадание к своим сородичам? Какой эволюционный смысл имеет данное поведение? Недавно американские ученые смогли частично ответить на эти вопросы, понаблюдав за жизнью шимпанзе бонобо. Выяснилось, что чувство сострадания помогает контролировать эмоции и правильно строить отношения с себе подобными.

В принципе, о том, что шимпанзе могут испытывать сострадание к ближним (и не только к ближним — известны случаи, когда эти обезьяны сочувствовали людям и собакам, попавшим в беду), а также успокаивать обиженных или грустящих сородичей, ученые знали достаточно давно. Однако до недавнего времени никто не понимал, зачем им это нужно — считалось, что, возможно, обезьяны таким образом налаживают социальные связи. Однако недавно выяснилось, что такое поведение помогает им еще держать под контролем свои собственные эмоции.

Это открытие сделали зоопсихологи Занна Клэй и Франс де Вааль из Университета Эмори (США), которые изучают поведение шимпанзе бонобо (Pan paniscus). Следует заметить, что хотя эти обезьяны в отличие от своих близких родственников, то есть обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes), являются куда более миролюбивыми созданиями — улаживать конфликты они предпочитают не силой, а приглашением вступить в сексуальную связь. Однако, что и говорить, ссоры, которые иногда к тому же переходят в драку, случаются и у них.

Читайте также: Шимпанзе бонобо — первые "дети цветов"

И вот, наблюдая за молодыми обезьянами в заповеднике неподалеку от Киншасы (Конго), биологи заметили, что чаще всего представители обезьяньей молодежи демонстрировали друг другу отрицательные эмоции следующим образом: либо они задирали друг друга, либо просто устраивали что-то вроде "вспышки гнева" с громкими криками, размахиванием рук и показом оскаленных клыков. До драки чаще всего дело не доходило, однако даже после таких агрессивных ритуалов животные приходили в возбужденное состояние и долго не могли успокоиться.

И вот что обнаружили исследователи — если какая-то обезьяна начинала успокаивать товарищей (поглаживая их и проводя груминг, то есть поиск паразитов), то она быстрее при этом успокаивалась сама. И наоборот: те, кто не спешил помочь сородичам, сами долго не могли прийти в себя после агрессивных демонстраций. Таким образом получается, что биологический смысл сострадания состоит в том, что оно помогает держать под контролем свои эмоции и позволяет достаточно быстро избавляться от последствий перенесенного стресса.

Но это еще не все — г-жа Клэй и г-н де Вааль решили выяснить, почему одни бонобо сразу же начинают успокаивать товарищей, а другие вообще этого не делают. Они выяснили, кто из молодых обезьян оказался самым "неэмпатичным", после чего попросили у сотрудников заповедника "личные дела" (учетные карточки, хранящие сведения о каждом животном) этих приматов. Оказалось, что все, кто не проявлял сочувствия, являются сиротами — они потеряли мать (отец у бонобо обычно не принимает участие в воспитании детей) — либо сразу же после рождения, либо через какое-то время. А вот те, кто рос в "нормальной" семье, всегда проявляли сострадание и успокаивали своих сородичей.

Понаблюдав за такими сиротами, ученые обнаружили, что они вообще вели себя более асоциально, чем их сверстники — например, эти приматы куда хуже справлялись со своими эмоциями. Так, после ссоры эти бонобо дольше чесались (что у обезьян считается признаком тревоги) и продолжали голосить, хотя напугавший их эпизод был давно уже в прошлом. Кроме того, они реже играли с сородичами, имели меньше друзей и чаще провоцировали конфликты.

Проанализировав эти данные, ученые пришли к выводу, что способность сострадать ближнему, и, соответственно, контролировать свои эмоции, появляется у обезьян в процессе воспитания. В принципе, этому есть и независимые подтверждения. Недавно исследователи из Института психолингвистики Общества Макса Планка (Германия), сравнив поведение детенышей обыкновенного шимпанзе, оставшихся сиротами, и их сверстников, воспитанных матерями, выяснили, что первые куда чаще затевали игры с другими, однако длились они заметно меньше, чем у детенышей, что выросли с матерями. Да и вообще шимпанзе-сироты взаимодействовали с товарищами более агрессивно — образно выражаясь, играть они хотели, но не умели, поэтому чаще всего "игровая" борьба быстро превращалась в обычную драку.

Иными словами, именно материнское воспитание прививало маленьким обезьянам социальные навыки. Ну, а раз такие навыки приобретаются в процессе материнского воспитания, то и умение сострадать ближнему своему тоже вполне может формироваться подобным образом.

Читайте также: Даже курица способна к состраданию

Правда, высказав подобное предположение, г-жа Клэй и г-н де Вааль честно признаются, что пока не знают, каким именно образом взрослая обезьяна учит своего малыша навыкам эмпатии. Однако это означает лишь то, что у зоопсихологов появилась еще одна интересная задачка — детально разобраться в этом вопросе. Для этого потребуются дополнительные исследования, однако за бонобо наблюдать не так сложно, как за другими человекообразными обезьянами. А все из-за того, что они не очень пугливы и агрессивны…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"