Продолжаем наш разговор о мифах, связанных с обувью. Так, многие искусствоведы и писатели вплоть до наших дней были уверены, что в обуви на высокой подошве в эпоху Ренессанса ходили исключительно куртизанки и сластолюбивые дамы. Но это, увы, всего лишь очередное заблуждение, которое сродни тому, что хорошая обувь не может помочь выиграть войну.
Посетителям венецианского музея Коррер (Museo Correr) наверняка запомнится, пожалуй, самая экстравагантная дамская обувь Европы — туфли на толстой платформе из пробки или дерева. Высота подошвы этих башмаков порой достигала полуметра, что напоминало уже не традиционную обувь, а скорее — ходули. Передвигаться на них дамам помогали двое слуг. Один из таких впечатляющих экземпляров имеется в музее на площади Святого Марка. На картине венецианского живописца Витторе Карпаччо (Vittore Carpaccio) изображены две женщины, ноги одной из них обуты в пару обуви, которую специалисты в области истории костюма называют по-французски chopines, которое происходит от арабского слова chippin - пробковый дуб.
Поскольку впервые они появились на рубеже 1438 года в мавританской Испании. В 1470-х годах отец Эрнандо де Талавера, духовный наставник королевы Изабеллы Кастильской, утверждал, что видел собственными глазами чопины "высотой в локоть", и заметил при этом, что в Испании вряд ли хватит запасов пробки, чтобы удовлетворить спрос на такую обувь. Впоследствии мода на chopines широко распространилась почти по всей Европе.
Читайте также: Средневековье подарило нам белье
Большинство современных искусствоведов предпочитает называть эту картину "Две венецианки" (Due dame veneziane), полагая, что на ней представлены две женщины из высшего сословия. Однако еще совсем недавно эту картину, датированную концом 15-го столетия, называли "Две юные соблазнительницы" (Due Giovani Maliarde) и даже "Куртизанки". В чопорном 19-м веке искренне считали, что подобную обувь не могли носить благородные дамы. Словечко zoccola (существительное женского рода, образованное от zoccolo - "деревянный башмак") используется в современном итальянском языке в значении "шлюха", "потаскуха". Подобную ошибку, когда женщин Ренессанса на котурнах принимали за проституток, тиражировали даже весьма искушенные люди.
Как пишет доцент истории Андреа Вианелло (Andrea Vianello), одна из авторов книги "Обувь: от сандалий до кроссовок": "По-видимому, чопины появились в результате эволюции скромных деревянных башмаков. Кожаная обувь, подобная тем туфлям, ботинкам и сапогам, что мы носим сегодня, была недоступной роскошью для большей части европейского населения на заре Нового времени.
Даже в искушенном в вопросах моды Париже подавляющее большинство жителей начали носить "приличную" обувь лишь в XVIII веке. Тот, кому не хватало средств на пару кожаных башмаков, чтобы не ходить босиком, мог остановить выбор на деревянных сабо, которые были куда дешевле и долговечнее, чем обувь из кожи. Однако в Cредние века деревянные башмаки были в ходу и у богатых людей, которые использовали их не столько для того, чтобы защитить ноги, сколько для того, чтобы не запачкать уличной грязью и не порвать свои чулки с тонкими кожаными подошвами (кальце солате). Случалось так, что даже европейских монархов хоронили обутыми в деревянные башмаки — как умершего в 818 году внука Карла Великого короля Италии Бернарда".
Специалисты располагают свидетельствами того, как власти и духовенство боролись со слишком высокими платформами. Великосветские дамы демонстрировали свой вкус в том числе и тем, что не носили обуви на чересчур высокой подошве. "В 1490-х годах сравнительно невысокие — с подметкой толщиной в ладонь — чопины, изображенные Карпаччо на картине "Две дамы", скорее могли восприниматься как признак хорошего вкуса и чувства меры, нежели как символ фривольного образа жизни", — признается Андреа Вианелло.
Миф о том, что только жрицы любви эпохи Возрождения носили обувь на высокой платформе появилась не на пустом месте. На слишком большом количестве иллюстраций и рисунков той поры куртизанки или прославившиеся своей чувственностью женщины были изображены в такой обуви, в то время как писатели и моралисты говорили о чопинах на низком ходу, которые надевали дамы высшего сословия.
А вот весьма хороший пример того, что не следует пренебрегать качественной обувью во время войны — и заодно опровержение мифа о том, что сражения выигрываются только благодаря оружию и воинскому духу. Обувь тоже может помочь их выиграть. Историки извели сотни страниц, чтобы разъяснить причины и результаты Крымской войны. Как мы помним, Тульский Левша из сказа Лескова обнаружил, что аглицкие ружья не в пример нашим кирпичом не чистят, от того и стреляют лучше (именно так этот малограмотный и не сведущий в военной науке кузнец объяснил преимущество нарезного оружия перед гладкоствольным). Но мало кто знает, что англичане могли проиграть кампанию, поскольку сапоги русских солдат были намного лучше зарубежных.
Во время Первой мировой войны англичане вспоминали слова победителя при Ватерлоо, фельдмаршала Веллингтона, которого как-то спросили, что он считает важнейшей частью солдатского обмундирования, и тот ответил: "Во-первых, это пара хороших башмаков; во-вторых — вторая пара хороших башмаков; а в-третьих — запасная пара подметок". Советам бывалого вояки его соотечественники не вняли и спустя сорок лет едва не оказались на грани поражения от во многом отсталой Российской империи.
Вот как характеризует тогдашнюю ситуацию один из авторов сборника ""Обувь: от сандалий до кроссовок" доктор наук Элисон Мэтьюс Дейвид (Alison Matthews David): "В Крыму от болезней и под воздействием неблагоприятных факторов среды погибло больше солдат, чем непосредственно во время боев, и скверная обувь стала не последней причиной многих увечий и смертей.
Общество узнало о катастрофических проблемах со снабжением, общей административной некомпетентности и страданиях простых солдат из депеш военных журналистов, таких как корреспондент Times Уильям Расселл. В результате разразился скандал, повлекший за собой отставку правительства Абердина (премьер-министр Великобритании в 1852–1855 гг. — прим.ред.)".
Всем полезшим на Россию супостатам с Запада вечно мешает наш климат. В промежутке между нашествием "двунадесяти языков" Наполеона и гитлеровской агрессией была и проигранная царизмом Крымская война. В ней французам и англичанам досталось не только от сослуживцев Корнилова и Нахимова, но и от непогоды. Из Севастополя в редакцию газеты Daily Mail в начале января 1855 года пришло письмо следующего содержания: "Снабжение сапогами — сплошная подлость: кожа скверная, работа ужасная… Пока равнина была покрыта вязкой, липкой грязью, она раздирала швы и проделывала прорехи между слоями подметки; когда тает снег, кожа пропитывается водой, и к утру сапог сковывает льдом — он такой жесткий, что солдат не в состоянии засунуть в него свою распухшую, болезненную ногу".
Далее Элисон Мэтьюс Дейвид сообщает: "Русские войска, напротив, были прекрасно знакомы с этой местностью и к тому же имели в своем арсенале прочные, хорошо сидящие на ноге полуботинки. Обувь, снятая с убитых русских солдат, была "одной из самых желанных наград для бедного, страдающего от кровавых мозолей рядового, когда после жестокой схватки он бродил среди трупов, охотясь на башмаки…".
Читайте также: Белье под доспехами
Санитарный инспектор французской армии вспоминал, как русские дразнили французских стрелков и, "выставляя напоказ носки своих ботинок, могли выкрикивать на приличном французском: Venez les prendre, то есть "Приходите и возьмите их"". Таким образом, если русских Крымская война заставила провести реформы и модернизацию промышленности, то англичане стали делать для солдат Ее Величества сносную обувь.
Читайте все статьи из серии "Мельница мифов"