Муравьи вербуют наемников-секьюрити

Многие ученые отмечали сходство в образе жизни людей и муравьев — последние могут заниматься земледелием, скотоводством, а также воевать друг с другом. Недавно же было выяснено, что муравьи также содержат наемные армии для защиты своих жилищ от непрошеных гостей. Причем такими гостями являются их же сородичи, занимающиеся социальным паразитизмом.

Следует заметить, что социальный паразитизм очень распространен среди некоторых членов муравьиного племени. Особенно часто этот порочный образ жизни ведут мелкие муравьи, которым самим тяжело заниматься строительством жилья и добычей пищи. Например, в наших лесах достаточно часто встречается блестящие муравьи-крошки (Formicoxenus nitidulus), которые обитают исключительно в гнездах более крупных Formica aquilonia и Formica lugubris. Эти малютки строят в стенах хозяйского муравейника свою достаточно хитрую систему ходов, благодаря чему остаются живы и здоровы. Крупные рабочие особи рыжего и лугового муравья просто не могут протиснуться в эти щели и покончить с нахлебниками.

Питаются же муравьи-крошки следующим образом. Заметив рабочую особь, принадлежащую к виду-хозяину, эти проныры начинают выпрашивать у нее еду, ловко имитируя движения (и, видимо, химическую сигнализацию) первых. В итоге рабочим рыжего лесного и лугового муравьев просто не остается ничего другого, как покормить нахалов. Ведь муравей просто не может отказать собрату, если тот просит пищу. А вороватые крошки еще к тому же в благодарность за угощение вылизывают покормившего их рабочего, что тому, безусловно, доставляет удовольствие.

Читайте также: Муравьи тоже устраивают революции

Впрочем, домовый муравей-вор (Diplorhoptrum fugax), встречающийся в гнездах Formica cunicularia и Formica rufibarbis, поступает куда более некрасиво. Этот паразит ворует у хозяев не только еду, но и личинок. А те ничего не могут поделать с наглым захватчиком. Дело в том, что особи муравья-вора могут выделять из желез своего брюшка достаточно сильный репеллент, который вызывает у рабочих хозяина панику. В итоге они разбегаются, оставляя своих личинок на произвол судьбы, чем муравей-вор и пользуется.

Однако, как недавно выяснили ученые из Копенгагенского университета (Дания), иногда муравьи могут использовать таких опасных и наглых паразитов в своих целях. Исследователи, которые занимались изучением образа жизни южноамериканских муравьев-листорезов (Sericomyrmex), обнаружили, что на грибные плантации этих мирных "земледельцев" часто устраивают набеги агрессивные муравьи из рода Megalomyrmex. Подобно муравью-вору, эти захватчики могут выделять из жала сильный алкалоидный яд, отпугивающий и отравляющий листорезов. А когда хозяева разбегаются, мегаломирмексы без всякого зазрения совести опустошают их плантации.

Однако не только особи Megalomyrmex третируют листорезов. Их жилища также постоянно подвергаются набегам других паразитов, муравьев из рода Gnamptogenys. Эти агрессоры ведут себя куда хуже, чем мегаломирмексы. Они, перемещаясь от одного гнезда к другому, при помощи такого же "химического оружия" разгоняют рабочих и охрану, съедая при этом не только грибы, но и личинок. То есть они наносят мирным листорезам куда больший урон. И те, не имея возможности защититься от захватчиков, придумали очень оригинальное решение — натравить одного паразита на другого.

Ученые выяснили, что яд, который выделяют мегаломирмексы, действует и на особей муравьев рода Gnamptogenys. Причем весьма интересным образом — он не только может убить агрессоров, но и испортить их сенсорную систему распознавания других муравьев, из-за чего вторгшиеся на плантации листорезов разбойники начинают нападать друг на друга, спутав себя с врагом. Таким образом, эти муравьи способны отразить набег Gnamptogenys, тогда как сами хозяева не могут этого сделать. Следовательно, листорезам выгодно терпеть мегаломирмексов на своих плантациях. Они ведь только еду воруют, но личинок-то не трогают, следовательно, представляют из себя меньшее зло.

По наблюдениям датских зоологов, в природе довольно трудно найти колонию листорезов, где бы не было паразитов из рода Megalomyrmex. Интересно, что листорезы часто устраивают грибные плантации специально для этих "наемников", а сами продукцией с них не пользуются. И мегаломирмексы достаточно хорошо охраняют гнезда листорезов. Заметив врага, разведчики Megalomyrmex уходят на другие плантации для того, чтобы предупредить своих ядовитых сородичей о нападении. Впрочем, рейдеры из рода Gnamptogenys очень осторожны. Перед началом вторжения они сначала выясняют, есть ли в выбранной колонии листорезов опасные гости. И если таковые присутствуют, то они идут искать другие плантации, чьи хозяева не додумались пригласить к себе "наемников".

Читайте также: Химическое оружие придумали… муравьи

Как видите, стратегия листорезов в данном случае весьма напоминает таковую многих земледельческих сообществ людей. Например, средневековых китайцев. Во времена династий Тан и Сун жители Поднебесной испытывали постоянную угрозу со стороны северных кочевников, однако не совершенствовали собственную армию, а нанимали для охраны границ представителей других кочевых племен, враждебных агрессорам. И хотя эти охранники сами частенько грабили приграничные села китайцев, правительство закрывало на это глаза, поскольку это было меньшим злом.

Точно так же поступают и земледельцы-листорезы. Предоставляя наемникам-мегаломирмексам стол и дом, они спасают своих личинок от гибели. И это оказывается более выгодным, ибо сделать новую грибную плантацию куда легче, чем вырастить новое поколение муравьев…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"