За браконьерами будут следить из космоса

В России полным ходом идет модернизация заповедников. Особо охраняемые природные территории оснащаются специальными средствами контроля: беспилотными летательными аппаратами и средствами контроля из космоса. Все это необходимо для отслеживания нарушителей, в особенности браконьеров. Также заповедники стараются развивать экологический туризм.

В этом году в России произошло уникальное событие: 27-31 августа в республике Хакасия состоялось всероссийское совещание директоров особо охраняемых природных территорий. Через несколько дней в штаб-квартире Русского географического общества некоторые участники этого совещания рассказали о том, что же обсуждалось в рамках данного мероприятия.

В совещании директоров приняли участие руководители 145 заповедников и национальных парков. Но это еще не все — мероприятие посетили министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской, главы субъектов РФ, региональные министры природных ресурсов, представители тридцати природоохранных общественных организаций, режиссеры-документалисты, IT-разработчики и блогеры, которым близка природоохранная и "заповедная" тематика.

Следует заметить, что подобное совещание (которое некоторые участники сразу же окрестили "директорским") было проведено в первые за всю историю существования отечественного заповедного дела. Помимо обсуждения ряда насущных проблем, а также представления результатов своей работы за последние несколько лет, участники мероприятия приняли решение о создании нового совещательного органа — Экспертного совета ООПТ (особо охраняемых природных территорий) России. По мнению участников, этот Совет в дальнейшем должен будет играть значительную роль в организации работы заповедников, национальных парков и других охраняемых территорий.

Читайте также: Заповедники против браконьеров

И вот 2 сентября в штаб-квартире Русского географического общества состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие и члены вышеупомянутого экспертного совета. Они рассказали всем собравшимся о ситуации с охраной природы в нашей стране в настоящее время и что нужно сделать для того, чтобы улучшить ее. По их мнению, одной из основных проблем, которая до сих пор стоит перед заповедниками, является нехватка квалифицированных кадров. Хотя сейчас, конечно же, с этим дело обстоит несколько лучше, чем, например, десять лет назад.

Так, заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Всеволод Степаницкий отметил: "Cегодня в стране имеется куда больше вузов, которые готовят охотоведов и других специалистов, которые могут работать в заповедниках, чем это было во времена СССР. Однако, увы, это нельзя назвать достижением, поскольку наблюдается ухудшение качества образования и в итоге размывается профессиональная школа. Я считаю, что сейчас не нужно создавать новые вузы для подготовки работников заповедников, их и так хватает. Нужно обеспечить, во-первых, высокий уровень образования в уже имеющихся, а, во-вторых, дать возможность выпускникам этих вузов хорошо зарабатывать.

Только тогда человек, окончивший хороший вуз, а не "новодел", дающий только бумажку, сможет устроиться на работу в заповедник или национальный парк. Сейчас же этому мешает низкий уровень оплаты труда тех, кто решил связать свою жизнь с охраной природы. Кстати, поэтому-то и ученые в заповедники идут неохотно, ведь им куда выгоднее устроиться в перспективный научный центр в России или за рубежом, где платят во много раз больше".

А руководитель некоммерческого организации "Партнерство для заповедников" Наталья Троицкая рассказала о том, что "отчасти проблема нехватки квалифицированных кадров для ООПТ решается следующим образом. Ежегодно на базе одной из охраняемых территорий любого региона проводится мероприятие по обучению государственных инспекторов. Приглашаются руководители данных подразделений, ведущие инспекторы и проходит обучение как навыкам полевой работы, так и "теоретической части" — рассматриваются и анализируются, например, последние изменения в законодательстве. Кроме того, в каждом заповеднике и национальном парке каждый год проходит собственная "школа инспекторов" — сотрудники научных и культурно-просветительских отделов занимаются с инспекторами для того, чтобы те повышали свой уровень образования".

Впрочем, судя по всему, в ближайшее время повышать свой уровень образования придется не только инспекторам, но и экскурсоводам ООПТ. Дело в том, что на совещании директоров было принято решение о расширении туризма на заповедные и охраняемые территории. А раз так, то потребуются новые высококвалифицированные экскурсоводы. Впрочем, в некоторых заповедниках и нацпарках об этом уже позаботились — например, в Кроноцком заповеднике подготовке экскурсоводов уделяют много времени и без таковой экскурсовода на маршрут просто не выпустят. Более того, сотрудники этого заповедника помогают своим коллегам из других ООПТ в подготовке квалифицированных экскурсоводов.

Наталья Ивановна Троицкая также рассказала о том, как происходит подготовка экскурсий по охраняемым территориям: "сотрудники эколого-просветительского отдела, во-первых, готовят маршруты по территории заповедника или нацпарка, по которым было бы интересно пройти обычному человеку. Также ими составляется и план экскурсии. Далее сотрудники научных отделов составляют содержательную часть экскурсии — рассказ обо всем, что можно увидеть на данной тропе. Так и появляется готовая схема экскурсии.

Потом происходит апробация этой схемы, она изменяется и дополняется. Далее через некоторое время оценивается результат — пользуется ли эта экскурсия популярностью или нет. В итоге в заповеднике появляется "пакет" из самых лучших экскурсий. Постепенно таких "пакетов" становится все больше, причем они специализируются — появляются, например, специальные маршруты для школьников, студентов и взрослых".

Читайте также: Ученые устроили ловушки для скрытных существ

По мнению всех участников конференции, такая деятельность необходима на ООПТ — даже несмотря на то, что некоторый ущерб природе она, без сомнения, наносит (ибо любое нахождение большого числа людей на охраняемой территории -  уже само по себе есть ущерб, нанесенный природе). Однако если люди не будут видеть эту самую природу, то они никогда не поймут, зачем ее надо охранять. Так что посещение заповедников туристами в первую очередь необходимо для самих заповедников — тот, кто увидит первозданную природу, сохраняемую заботами людей, вряд ли будет стремиться нанести ей ущерб. Таким образом, экологический туризм — одна из самых лучших мер для профилактики браконьерства.

Впрочем, с браконьерами следует бороться и другими методами. И для этого необходимо использовать современные технические достижения. Большую помощь оказывают, например, специальные ошейники с вмонтированной аппаратурой, посылающей на спутник радиосигнал. При помощи этого прибора сотрудники заповедника не только всегда знают, где находится их питомец, но и сразу же понимают, что с ним что-то не так, если сигнал пропадает или долго приходит из одной точки (это может служить показателем того, что кто-то убил или ранил зверя).

Но сейчас к слежению за тем, что происходит в заповедниках, планируется подключить и беспилотные летательные аппараты. Кстати, в некоторых заповедниках таковые уже используют в тестовом режиме, причем все тестируемые БПЛА — российского производства. Они следят за территорией, вычисляют браконьеров и лесные пожары на ранней стадии, чем весьма помогают инспекторам. В будущем планируется укомплектовать "беспилотниками" все российские ООПТ.

Однако смогут ли сотрудники заповедников, которые зачастую не имеют специального технического образования, работать с такой непростой техникой? Как рассказал независимый эксперт в области инновационных технологий Александр Лавренев: "Здесь вообще не будет никаких проблем! Исходно БПЛА для заповедников представляет собой недорогое и легко ремонтируемое изделие. Его можно считать таким же расходным материалом, как, например, покрышки автомобильных камер. А у БПЛА таким расходным материалом является сам планер. Например, при общей цене аппарата в 500 тысяч, стоимость планера равна всего 5-10 тысячам рублей.

То есть, с самого начала мы ориентируемся на то, что этот аппарат в общем-то чинить не надо — легче новый приобрести. Главное — сохранить в целостности оборудование, которое он несет. Так что в той ситуации, когда БПЛА все-таки сломается, то любой сотрудник заповедника сам сможет переставить оборудование на новый планер и продолжить работу — ничего сверхсложного в этом нет".

Читайте также: Один день с инспектором заповедника

Что же, как видите, в ближайшее время российским ООПТ предстоит серьезная техническая модернизация. Это должно помочь в работе тем, для кого охрана природы является делом всей жизни и благодаря деятельности которых мы до сих пор имеем шанс любоваться природой в ее первозданном виде…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"