Есть люди, которые утверждают, что числа, запахи или ноты окрашены в какие-то цвета. Это явление называется синестезией. "Соль" — желтая, "ми" — синяя, а вот этот запах — фиолетовый, и все тут. Считается, что она возникает от "сбоя" в нейронных импульсах. Однако ученые из Калифорнийского университета в Беркли утверждают: связывать музыкальные, цветовые и эмоциональные ощущения — свойство, присущее большинству людей.
Синестезия — явление довольно распространенное. Если вы сами никогда не приписывали цвета дням недели, звукам, цифрам или запахам — расспросите своих знакомых. Среди них наверняка есть кто-то, кто будет утверждать, что понедельник для него всегда коричневый, нота "соль" — желтая, а аромат знакомых духов — лиловый. Синестезия связана не только с цветом. Это общее определение для смешения ощущения разной модальности: звуковых, цветовых, тактильных и даже эмоциональных. Есть, к примеру, люди, которые представляют цифры сделанными из разного материала. Раньше считалось, что подобные ощущения не более, чем как игра воображения. Сейчас нейрофизиологи предполагают, что синестезия возникает от сбоя в нейронных импульсах, попадающих "не по адресу".
Читайте также: Видите ауру? Да у вас синестезия!
Однако недавний эксперимент ученых из Беркли заставляет задуматься, так ли аномальна синестезия. В экспериментах калифорнийских ученых приняли участие сто добровольцев. Им давали послушать 18 музыкальных пьес, написанных Бахом, Моцартом и Брамсом. Экспериментаторы специально подобрали произведения, различающиеся по стилю: поздний барокко, романтизм, классицизм. Пьесы также отличалась темпом и тональностью.
Во время прослушивания испытуемых просили подобрать к каждой пьесе по пять цветов, которые больше всего "подходили" бы звучащей музыке. Участники выбирали оттенки из 37-цветовой палитры — то есть выбор был довольно широк. По словам соавтора эксперимента Стивена Палмера, результаты выбора были чрезвычайно близкими у большинства участников. Быстрая и мажорная музыка у большинства слушателей ассоциировалась с яркими оттенками, в основном желтого цвета. Минор ожидаемо был окрашен в темные оттенки серого или синего.
В дополнительных опытах добровольцев просили сопоставить музыку с различными эмоциями, "подобрав" к конкретной пьесе портретную фотографию с определенным выражением лица. Опять же, мажорные пьесы в быстром темпе чаще всего связывали с радостными чувствами, медленные минорные мелодии — с грустью, желтый цвет ассоциировался с ощущением счастья, а темно-красный — с гневом.
Цвет и музыка связаны между собой через эмоции, делают вывод ученые. Они также отмечают, что результаты эксперимента были практически одинаковы для жителей США и Мексики. Однако возникает коварный вопрос: что же все-таки отражает эксперимент — действительные ассоциации людей или некие культурные стереотипы, связанные с традиционным использованием цвета и музыки?
К примеру, у большинства европейцев белый цвет ассоциируется с чистотой и торжественностью: это традиционный свадебный и праздничный цвет, а также цвет, в который выкрашивают помещения, нуждающиеся в особой чистоте. Но во многих других культурах белый является цветом траура — и, возможно, у представителей этих культур печально-торжественная музыка проассоциировалась бы именно с ним? Желтый как цвет счастья с большой вероятностью пошел от цвета солнца (или, возможно, золота). Не исключено, что в засушливых странах с цветом счастья и жизни ассоциировался бы синий цвет — цвет воды.
Стоит вспомнить и о том, что музыкальные традиции разных стран совершенно различны. Западные мелодии построены на привычной нам гептатонике, в которой звуковой ряд делит октаву 12 полутонов, а восточные — на пентатонике с двадцатью микротонами. Если европеец впервые слушает народную китайскую или японскую музыку, с непривычки она кажется ему "булькающей" и атональной, арабская или индийская -заунывной.
Правда, проведенное два года назад совместное исследование американских и сингапурских ученых показало примерно то же, что и нынешний эксперимент специалистов из Беркли: с точки зрения выражения эмоций язык музыки практически универсален. Для примера ученые из США и Сингапура взяли традиционную индийскую музыку карнатаку, которая звучит лирично и отдает некоторой меланхолией, и традиционные западные мелодии.
Как выяснилось, и в индийской, и в европейской культуре мажорное и минорное настроение передаются одинаково. Грустное или лирическое настроение в музыке передавалось при помощи коротких мелодических интервалов (то есть переходами между близкими друг к другу нотами), а радостному настроению соответствовало увеличение мелодических интервалов. Это оказалось одинаково справедливо и для восточной, и для западной музыки.
Читайте также: Язык музыки понимают все
Обнаружится ли подобное сходство в восприятии при соотнесении музыки, цветов и эмоций жителями разных регионов? К счастью, мы имеем возможность вскоре узнать ответ на этот вопрос. Стивен Палмер и его коллеги готовят серию подобных экспериментов среди жителей Турции и Китая, где и музыкальные традиции, и символическое значение цветов совершенно иные, чем в Европе и странах Латинской Америки.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Последние новости сегодня 29.07.2013