Для мозга нет понятия "сейчас"

Мы воспринимаем действительность в основном благодаря зрению и слуху. Но всегда ли они демонстрируют нам то, что происходит именно здесь и сейчас? Группа британских ученых во главе с Эллиотом Фрименом из Лондонского городского университета недавно исследовала пациента с нарушением восприятия: в его "картине мира" звук не совпадает с изображением.

Все началось после перенесенной этим человеком (его имя скрыли под инициалами PH) операции на сердце. "Я сказал дочери, что в ее телевизоре звук не совпадает с изображением, — вспоминает он. — Потом я пошел на кухню, и там было то же самое. Вдруг я заметил, что ее голос тоже не совпадает. Телевизоры не виноваты, дело было во мне".

Читайте также: "Живой мертвец": Я сжег свой мозг в ванне

В старых фильмах звук иногда плохо наложен на кадры, и реплики персонажей не совпадают с движениями их губ, а также с визуальным действием. С PH такое происходит постоянно. Правда, он слышит голос до того, как видит движение губ. Причем это касается и его собственного голоса. В старых лентах, как правило, бывает наоборот: мы слышим речь через заметный промежуток времени после того как артист на экране шевельнул губами. Тот же эффект может наблюдаться в современных переводных картинах при плохом дубляже.

Фримен и его коллеги очень заинтересовались этим уникальным феноменом, связанным с рассогласованностью зрения и слуха. Сканирование выявило у РН поражения в областях мозга, имеющих отношение к слуху, а также расчету времени и движению. Неизвестно, были ли они изначально, или возникли в ходе оперативного вмешательства и реанимации.

Дело в том, что у света и звука разная скорость, поэтому мы не можем получать зрительные и слуховые импульсы одновременно. Однако в результате обработки мозгом мы способны воспринимать события как целостную картину — как визуально, так и аудиально. Как нашему мозгу это удается — пока остается загадкой.

Ученые решили провести с РН серию экспериментов. Сначала ему демонстрировали видеоролики с говорящими людьми и просили сообщать, когда именно он начинает слышать голоса. Чтобы синхронизировать звук с "картинкой", его пришлось проигрывать с 200-миллисекундной задержкой. Второй эксперимент был основан на так называемой иллюзии Макгурка. Суть ее заключается в том, что человек произносит одно, вы слышите совсем другое, а ваш мозг воспринимает нечто третье.

Читайте также: Внутренних часов у человека много

Исследователи полагали, что, поскольку РН слышит голос до того, как видит движение губ, то иллюзия должна возникнуть, если звук пустить с задержкой. Однако результат оказался совершенно противоположным: иллюзия возникала, если звук подавался на 200 миллисекунд раньше, чем начинали двигаться губы. Следовательно, мозг обрабатывал зрительные импульсы быстрее слуховых. Для чистоты экспериментов ученые набрали еще и группу из 37 добровольцев, которые в повседневной жизни не страдали "эффектом рассинхронизации". Им предложили те же два задания, что и РН.

Так что наше восприятие настоящего момента весьма относительно. Одно и то же событие наши органы чувств могут воспринимать как происходящее в разное время. Поэтому никакого "сейчас" на самом деле не существует, это чисто субъективное понятие. Мы воспринимаем события как целостное "кино" лишь благодаря синхронизации наших внутренних "часов". Что же касается РН, то, по-видимому, в результате очагового поражения мозга какие-то из его "часов" замедлили свой ход, что привело к "искажению" нормального восприятия.

Впрочем, РН со временем почти привык к своему недугу. Поначалу, когда он разговаривал, у него возникало ощущение, что за него говорит кто-то другой, но со временем оно прошло. Хотя мужчина до сих пор чувствует себя некомфортно, если оказывается в шумном месте, он утверждает, что жить с этим вполне можно… Пока РН даже отказывается от экспериментального лечения, которое предлагает ему профессор Фримен. "Моей жизни ничто не угрожает, — считает он. — А в старости привыкаешь к тому, что организм работает не так, как надо".

Читайте также: В старости в мозгах поселяется хаос

По мнению Эллиота Фримена, РН отнюдь не единственный в своем роде. Возможно, подобные вещи происходят и с многими другими людьми, но изменения идут не так резко, как у РН, а постепенно, вследствие чего мозг успевает к ним адаптироваться, и мы просто не замечаем никакой аномалии.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"