Откуда у человека берутся эмоции?

Все люди и другие живые существа способны испытывать в тех или иных формах радость, страх или грусть. Хотя ученым уже удалось определить, какие зоны мозга порождают эмоции, пока не вполне ясен механизм их возникновения, а также не понятно, что общего между ними. На сегодняшний день существует множество теорий, пытающихся объяснить феномен эмоций.

Еще в конце XIX века известные психологи Уильям Джеймс и Карл Ланге независимо друг от друга предложили гипотезу о том, что эмоции связаны с нашим физическим состоянием: возбуждение нервных окончаний приводит к эмоциональным переживаниям. То есть мы дрожим не потому что нам страшно, а нам страшно именно потому, что мы дрожим.

Понятно, что данная теория не выдерживает никакой критики. Выражаясь научным языком, она не учитывает когнитивный аспект. Допустим, если у студента перед экзаменом болит живот и трясутся поджилки, то это потому, что он боится экзамена. То есть для такого самочувствия имеется вполне объективная внешняя причина. Студент прекрасно знает, что для него важно сдать экзамен, и считает себя недостаточно подготовленным для него, отсюда и страх.

Читайте также: Смех — это лучшая анестезия

Позднее была предложена еще одна теория возникновения эмоций — на сей раз когнитивная. Она как раз связывает эмоциональный отклик с процессами, происходящими в нашем сознании. Так, человек должен пугаться собаки, увидев, как она оскаливает клыки, рассуждают сторонники данной теории. Однако они, в свою очередь, не учитывают субъективный фактор: не все люди боятся собак, даже с оскаленными клыками. Например, человек может сам быть дрессировщиком собак, и разумеется, ни о каком страхе тогда не может идти и речи.

Недавно философы Альберт Невен и Лука Барлассина из Рурского университета в Бохуме (Германия) изложили новую философско-психологическую концепцию эмоций, опубликовав статью в журнале Philosophy and Phenomenological Research. Согласно новой теории, эмоции являются комбинацией телесных ощущений и нашего представления о конкретном объекте. Так, встретив бультерьера, мы вспоминаем все негативное, что нам известно о представителях этой породы, или вспоминаем нашу встречу с другой собакой, закончившуюся неприятными последствиями. То есть появление собаки придает процессу эмоциональную окраску, и мы испытываем страх в совокупности с соответствующими физическими реакциями: дрожь, сердцебиение, повышенное потоотделение и прочее.

Эта же теория объясняет феномен, когда эмоции направлены на отсутствующий объект. Скажем, прохожий идет по улице и ему на голову кто-то выплескивает помои. Он поднимает голову, видит в окне женщину и тут же разражается бранью в ее адрес, хотя у него нет прямых доказательств того, что помои выплеснула именно она… А как часто мы вымещаем свое дурное настроение на близких? К примеру, нас "достало" начальство или коллеги на работе, а мы, придя домой, начинаем придираться к супругу и детям, так как высказать свое "фи" шефу или сослуживцам по тем или причинам позволить себе не можем… В общем, эмоция есть, а на какой объект ее направить — это уже дело десятое.

Люди также склонны определенным образом реагировать на различных фантастических персонажей типа пришельцев, вампиров или призраков. Даже если человек никогда не сталкивался с подобными сущностями, он может предполагать, что при встрече с ними "следует" испытывать ужас или же впадать в остолбенение. У специалистов по паранормальным явлениям есть даже термин "контактный ступор". Столкнувшись с чем-то необычным, контактер впадает в некое подобие временного паралича: конечности перестают двигаться, а язык не в состоянии вымолвить ни слова… Иногда это состояние проходит в процессе контакта, а иногда — только после него.

Правда, не совсем понятно, с чем это связано — является ли данный феномен индивидуальной естественной реакцией на соприкосновение с объектом, который человек относит к сфере "сверхъестественного", или же это результат "потустороннего" воздействия. Кстати, похожая, но более слабая по интенсивности реакция может возникать у склонных к впечатлительности людей во время просмотра фильмов ужасов, где фигурируют данные существа.

Читайте также: Музыку заказываем не мы, а центр удовольствия

Одним словом, важен не столько сам объект эмоций, сколько наши представления о нем. Так, мы можем испытывать симпатию к человеку только потому, что он привлекателен внешне, хотя мы совсем его не знаем, и чувствовать отторжение по отношению к тому, кто уродлив или же о ком нам заранее известно что-то плохое. А реакции нашего тела уже вторичны.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"