Маска-маска, я тебя... боюсь!

Кто-то боится ездить в лифте, а кто-то пауков и маньяков… Но ведь и прошлом люди тоже, наверное, чего-то боялись? Ну, скажем Страшного суда, нашествия всяких гогов и магогов, черной смерти, старухи-колдуньи из соседнего леса (по слухам, явной ведьмы), ну и всяких стихийных бедствий. А еще, оказывается, они боялись разных блестящих предметов!

Почему, да, прежде всего, видимо, потому, что подавляющее большинство предметов, окружавших тогда человека, было натурального происхождения. Их цвет был неярким, приглушенным, и уж во всяком случае, не бросался в глаза. Недаром так дороги были яркие багряные ткани, причем даже самого бледного оттенка. Ведь концентрированный красный цвет в первую очередь привлекал внимание и недаром все спартанцы носили ярко-красные туники и плащи и даже отказались от защищающих тело доспехов. Защитой им в данном случае являлся сам этот красный цвет, оказывавший психологическое воздействие на противника!

Раньше, например, считалось, что металлические маски в Древнем Риме служили погребальными дарами усопшим, ну и может быть использовались спортсменами- участниками состязаний "хиппика гимнасия". Мол, для боевых доспехов они были слишком уж изящны! Другим аргументом в пользу этой точки зрения было то, что узкие прорези для глаз и рта серьезно ухудшали обзор и затрудняли дыхание.

Читайте также: Хиппика — гимнасия или конные турниры римлян

Однако находка посеребренной маски всадника в 1990 году в Германии заставила ученых пересмотреть эту точку зрения, ведь найдена она была там, где в 9-ом году нашей эры погибли легионы под командованием пропретора Публия Квинтилия Вара, ну, а на месте боя железная маска никак не могла служить простым украшением.

Недавно польский археолог Кшиштоф Нарлох вновь протестировал этот артефакт. И что же он выяснил? Оказывается, такие маски отнюдь не создавали для воина приписываемых им трудностей, а вот защитой для лица от стрел и дротиков, безусловно, были хорошей. То же самое подтвердили изыскания британского историка Майкла Симпкинса, своими руками изготовившего точную копию римского "спортивного" шлема с металлической маской. Оказалось, что в ней можно оставаться достаточно долгое время и никаких особых трудностей это не создает.

В известном российском пятисерийном кинофильме "Ермак", снятом в 1996 году тоже показаны такие шлемы с лицевой маской и археологические памятники на территории Руси и Волжской Булгарии их существование подтверждают. Однако у всадника в этом фильме маска почему-то закреплена так, что раскачивается у него перед лицом в такт скачке, чего в реальности быть не могло. Ведь это же очень мешало наблюдению через прорези для глаз, поэтому очевидно, что такие маски должны были "сидеть" на лице очень плотно.

Возможно, что они даже обладали определенными портретными чертами лица владельца маски, поскольку именно плотно сидевшая на лице маска обеспечивала максимально комфортный обзор. Естественно, что такие маски прикреплялись к самому шлему на петле в районе лба, но, кроме этого ещё и закреплялись на лице ремнями. Впрочем, могло быть и так, что сначала на лицо надевалась сама маска, затем шлем с нащечниками, ремешки от которыхзавязывались внизу на подбородке. И вот эти-то нащечники как раз и не давали этой маске смещаться. Естественно, что отряд всадников в доспехах и с "металлическими лицами", сверкавшими на солнце, должен был наводить ужас на врага!

Читайте также: Самая страшная книга Великобритании

Интересно, что и у воинов Александра Македонского многие воины носили шлемы в форме "фригийского колпака" и с нащечниками в виде бороды и усов, вот только переходные образцы от этого шлема к римским шлемам с лицевыми масками пока что ещё не обнаружены. Хотя в 2010 году шлем с маской в форме фригийского колпака, относящийся к I-IV векам нашей эры был обнаружен в Кросби-Гаррет в Англии.

Впрочем, и сегодня этот страх блестящих предметов никуда не исчез и продолжает нас по-прежнему волновать, хотя и не столь явным образом как раньше. Зато то, что мы знаем об этом сегодня, помогает нам… определенным образом управлять другими людьми. Да-да, именно так, причем это доказанный научный факт!

Давайте-ка для начала заберемся в Интернет, и посмотрим, что такое "бликфанг". Оказывается, что оно составлено из двух слов: Blick — взгляд + Fang (fangen — ловить), то есть дословно "бликфанг" это "ловушка" взгляда! Это может быть и какой-нибудь предмет интерьера, притягивающий к себе внимание в интерьере, но в данном случае это должно быть некое яркое украшение типа брошки на лацкане дамского жакета или на платье, нарушающее общую симметрию фигуры.

Павлин из разноцветных стеклышек, простая, но элегантная брошь из стразов Сваровски — вот то оружие, которое сегодня вполне может пустить в ход современная женщина вместо блестящего лица. Допустим, вам в скором времени придется защищать университетский диплом, а значит стоять перед комиссией преподов, да ещё о чем-то им там говорить.

Волнительно, не правда ли? И, конечно же, хочется поскорее это все закончить, не говоря уже о вполне естественном желании, чтобы вопросов вам задавали бы поменьше! Добиться этого, однако, вполне возможно, если люди будут смотреть не на вас, а… да-да, на вашу блестящую брошку, потому что при этом до их сознания дойдет только 80 процентов услышанного.

Ну, а уж если при этом ещё и немного покачивать плечами, чтобы брошка блестела и пускала солнечных зайчиков, то эффект бликфанга будет ещё сильнее, и члены комиссии только на него и будут смотреть. Доказано, что два дела одновременно делать нельзя. Слушать, и смотреть не на говорящего, а в другую сторону, обычно не получается, поэтому успех вашему ответу будет гарантирован. Ведь вы же все сказали и это не ваша проблема, что члены комиссии почему-то вас не услышали. Тот же прием можно с успехом использовать и на переговорах с партнерами-мужчинами, и вы сами увидите, куда они то и дело стреляют глазами!

Читайте также: Красный цвет — главный для человечества

Так что блестящие вещи по-прежнему остаются важным психологическим оружием, если уж не современных мужчин, то, по крайней мере, слабых женщин!

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"