Человеческое поведение - сплошная энтропия?

Мы привыкли думать, что наше поведение разумно. Во всяком случае, мы точно знаем, какие поступки совершили "на эмоциях", а какие — руководствуясь логикой. Однако в последнее время ученые находят все больше доказательств того, что в основе нашего поведения в основном лежат эмоции. Или даже хаос. Группа американских исследователей обнаружила, что эмулятор энтропии успешно имитирует поведение человека, балансирующего на неустойчивой платформе, животного, достающего придавленный чем-то предмет и даже биржевого маклера.

Однажды американский журналист Джон Лерер обнаружил, что стоит в супермаректе в полной растерянности: он никак не мог выбрать хлопья для завтрака. Такая простая, в сущности, проблема, навела его на размышления: а как люди вообще делают выбор? Некоторые решения мы считаем интуитивными: "…и тут я понял, что дальше так нельзя, и нужно разводиться"; другие же относим к рациональным: "Это не самая интересная работа, но платят хорошо и компания хорошо известна на рынке, поэтому я согласился".

Читайте также: ‪Найдены координаты местоположения души

Лерер изучил последние данные в области психологии и даже нейрофизиологии принятия решений, и обнаружил, что два этих типа мышления не так уж отличаются. Дело в том, что даже наиболее эмоциональные решения основаны на имеющемся опыте. То, что мы называем "интуицией", является анализом полученных за предшествующую жизнь данных — только анализом неосознаваемым. В сознании мы наблюдаем лишь готовое решение — "надо разводиться", "ехать в путешествие", "выбрать те хлопья или эти".

Еще более интересный факт заключается в том, что любое решение по сути эмоционально. Как же так, если мы только что говорили об анализе данных. Любой опыт по сути своей субъективен и ограничен. Мы вряд ли перепробовали все производимые на планете хлопья для завтрака. Мы выбрали коробку каких-то одних — и они оказались невкусными, а может, просто настроение было плохое в то утро. Но мозг ассоциирует эти хлопья с приятными или неприятными ощущениями. И в следующий раз, остановившись возле полки с сухими завтраками, мы выберем те хлопья, с которыми у нас ассоциируется что-то хорошее — удовольствие от завтрака, приятный хруст в тарелке с молоком. Или те, с которыми пока нет плохих ассоциаций. Поэтому даже тот выбор, который кажется нам основанным на чистой логике, по сути эмоционален. Доказательство тому: люди, у которых поражена часть мозга, отвечающая за эмоции, при сохранении аналитических способностей решения принять не могут.

Выходит, что наше поведение далеко не всегда столь логично, какнамкажется.За иллюзиейрациональных действий могут стоять эмоции. Или энтропия, добавляет Алекс Висснер-Гросс (Alex Wissner-Gross) из Гарвардского университета в США и его коллеги. Эта группа ученых показала, что, возможно, "осмысленное" человеческое поведение по сути своей — сплошная энтропия. Ученые создали эмулятор энтропии, который, как выяснилось, вполне может имитировать сложное поведение животных, а в некоторых случаях — и людей.

К примеру, хаотические колебания маятника очень и очень напоминают результат движений прямоходящего человека, который вполне сознательно пытается удержать равновесие на неустойчивой платформе (в вагоне метро, к примеру). Основываясь на классическом понимании энтропии как меры беспорядка системы, состоящей из множества элементов, авторы работы вывели более сложное понятие — причинное энтропийное принуждение. К примеру, в случае моделирования поведения частицы в закрытой камере причинное энтропийное принуждение заставит частицу оставаться близко к центру этой камеры.

Ученые заинтересовались, каким образом подобный эффект может выражаться в более сложных случаях. Авторы разработали программу, названную ENTROPICА, при помощи которой в упрощенном виде попытались моделировать некоторые реальные процессы. При этом программе на задавалось никакой специальной цели, кроме максимализации энтропии в той или иной системе.

Выяснилось, что при моделировании поведения объекта, который стоит на неустойчивой тележке, хаотические действия "энтропийной" модели напоминают попытки живого существа найти баланс. При имитации деятельности животного, модель успешно имитировала, скажем, собаку, которая пытается достать один предмет, заблокированный другим. То есть система, нацеленная вроде бы на усиление хаоса, действует примерно также, как животное… или даже как человек. Доказательство тому: когда программу использовали в ситуации продажи-покупки, осуществляемой на бирже, она вполне удачно проводила торговые операции.

Читайте также: Во время игры включается магическое мышление

Пожалуй, исследователи заходят слишком далеко в интерпретации полученных результатов. Так, они утверждают, что способность симуляционной программы воспроизводить поведение людей и животных означает, что те выстраивают свое поведение исходя из энтропии. Но не слишком ли смелы такие аналогии? Получение сходных результатов — еще не гарантия того, что животные и люди действительно стремятся к энтропии. Однако результаты эксперимента Висснер-Гросса и его научной группы, безусловно, заставляют задуматься.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"