Музыку заказываем не мы, а центр удовольствия

Что скрывается за обыденным заключением "мне понравилось"? Приятные ассоциации из прошлого или особенности строения мозга, говорят ученые. По крайней мере, если речь идет о музыке. При прослушивании отрывка незнакомой песни наш мозг в течение 30 секунд оценивает, понравится ли нам целое произведение, и даже принимает решение, стоит ли его покупать.

Вопрос о воздействии искусства на наше восприятие давно занимает ученых. Почему нам нравятся те или иные скульптуры, картины, музыкальные произведения? Как показали проведенные ранее эксперименты ученых из Бостонского колледжа (США) и Университета Торонто (Канада), даже в самых абстрактных сюжетах живописцев наш мозг улавливает некую гармонию, безошибочно отличая их от детских рисунков и "мазни" шимпанзе и слонов, которые тоже не прочь побаловаться с красками. Детальное исследование с применением магнитно-резонансной томографии показало, что картины знаменитых экспрессионистов — например, Марка Ротко или Джексона Поллока — вызывают в сером веществе куда более широкую нейронную активность, чем простые сочетания цветовых пятен и геометрических фигур.

Получается, что живопись великих вызывает в нашем мозге мощный нейронный отклик, который сильнее, чем простая реакция на зрительные стимулы. А как же обстоит дело с музыкой? То, что реакция на гармоничные сочетания звуков тоже отличается от простого отклика на слуховой раздражитель, ученым известно давно. В последнее время проводится множество исследований, подтверждающих целебную силу музыки. В частности, было выяснено, что занятия и регулярное прослушивание музыки защищают от потери памяти в старости, а у детей улучшают когнитивные способности и увеличивают объем запоминаемого материала.

Читайте также: Рок полезен для ума, а попса — для дисциплины

Теперь ученых заинтересовал другой механизм: как мы делим музыкальные произведения по принципу "нравится" — "не нравится". Два года назад Роберт Затор и его коллеги из Университета Макгилла (Канада) вместе с коллегами описали нейробиологический эффект от любимой музыки. Во-первых, на излюбленные мелодии реагирует "центр удовольствия" — дофаминовая система мозга, обеспечивающая нам приятные ощущения как от удовольствий телесных, так и от эстетических. В этом смысле прослушивание любимой песни ничуть не хуже хорошего секса или вкусного обеда.

Во-вторых, при прослушивании знакомых треков уровень дофамина повышался еще перед любимыми пассажами: мозг, который запомнил самые "зажигательные" отрывки мелодии, как бы предвкушал удовольствие. Наиболее активной в этот момент была область nucleus accumbens — прилежащего ядра, важнейший элемент "системы удовольствия".

На сей раз ученых заинтересовал более глубокий вопрос: на что именно реагирует центр удовольствия — на саму музыку, то есть приятные сочетания звуков, или на эмоции, которые ассоциируются у нас с этой музыкой? К примеру, песня, под которую вы отправились в свое первое самостоятельное путешествие с друзьями, лейтмотив большой любви или первый свадебный танец — эти мелодии должны вызывать бурю эмоций. Но в таком случае новая музыка никаких переживаний вызывать не должна — до тех пор, пока вы не проассоциируете ее с каким-то отрезком или событием своей жизни.

Для проверки ученые набрали группу добровольцев — девятнадцать женщин и мужчин в возрасте от 18 до 37 лет. Испытуемые заранее рассказали о своих музыкальных пристрастиях. Каждому из них давали прослушать 30-секундные отрывки из шестидесяти незнакомых песен. Неизвестные песни ученые отобрали для того, чтобы исключить возможность ассоциативных, "прикрепленных к музыке" эмоций.

После прослушивания отрывка каждому испытуемому предлагали оценить, сколько он был бы готов заплатить за тот или иной трек. Сумма не превышала двух долларов, но для пущей реалистичности участникам эксперимента предлагали действительно купить понравившиеся песни по окончании опытов. Расплачивались они, разумеется, своими собственными деньгами. Так что эксперимент Затора можно было назвать не только нейробиологическим, но и маркетинговым.

В результате выяснилось, что МРТ может вполне достоверно предсказать, понравится ли человеку тот иной трек. А заодно подтвердилось и то, что доставлять удовольствие способна совершенно новая музыка:

"Когда люди слушают ранее незнакомое им музыкальное произведение, активность в одном из центров головного мозга может достоверно предсказать, понравится ли им трек и купят ли они его. Это центр — nucleus accumbens, прилежащее ядро, которое участвует в формировании наших ожиданий", — говорит коллега Затора, ведущий автор исследования доктор Вэлори Сэлимпур. Устная оценка трека происходила одновременно с МРТ-сканированием мозга, поэтому ученые могли также наблюдать и то, насколько "нейробиологический" интерес к музыке коррелирует с денежным. Корреляция оказалась абсолютной: в ответ на новую любимую музыку в мозге активировалось сразу несколько зон, а по активность прилежащего ядра можно было предсказать, сколько испытуемый готов заплатить за нее.

По какому же принципу мозг "одобряет" или "не одобряет" новую музыку? Что кроется за простой симпатией или антипатией к услышанной мелодии? Ученые предполагают, что сила ответа от центра удовольствия зависит от предыдущего музыкального опыта, который записывается в верхней височной извилине. Если раньше вам нравился тяжелый рок, вряд ли свежая композиция поп-исполнителя вызовет у вас восторг и предвкушение музыкального удовольствия, а поклонник кантри вряд ли будет в восторге от первых секунд рэп-хита.

Связи между центром удовольствия и верхней височной извилиной специалисты собираются изучить в ближайшее время. Возможно, они смогут ответить и на вопрос, почему одним людям нравится классика, другим — попса, а третьим — рэп или электроника. Пока ученые предполагают, что все дело в индивидуальных различиях коры и звуковых "ассоциациях", которые мозг накопил в течение жизни.

Читайте также: Почему одни любят Мане, а другие — Пикассо?

"Результаты эксперимента помогают нам лучше понять, почему разным людям нравится разная музыка. Слуховая кора каждого человека уникальна, поскольку формировалась под воздействием всех звуков, слышанных нами в течение жизни. И ассоциации с каждым звуком тоже уникальны", — объясняет доктор Сэлимпур.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"