Луна может стать Персидским заливом

Регулярное транспортное сообщение между Землей и Луной можно наладить хоть завтра. Современные технические возможности через тридцать лет после первой высадки человека на Луну вполне это позволяют. Можно, но не нужно. Человек никогда не вкладывает средства в то, что не является для него крайне необходимым здесь и сейчас. И как только военно-политический аспект лунной программы ушел в небытие (после распада СССР), Луна оказалась никому не нужна. Пока.

Допустим, что все лунное Море Ясности вымощено плитками из чистого золота. Каждый слиток — ровно килограмм. Уверен, никто бы даже не почесался бы! Новой золотой лихорадки не будет. Все очень просто: золотой килограмм стоит на рынке восемь тысяч долларов. Себестоимость космической перевозки на сегодня — никак не ниже 40 тысяч долларов за килограмм. Следовательно, бизнес на лунном золоте откладывается…

Зато известно, что 1 грамм реголита, украденного (иным способом его трудно достать) из американских или российских лабораторий, идет по 30-50 тысяч долларов. Вот на нем-то сегодня как раз и можно заработать! В серьезных научных журналах уже полным ходом идет обсуждение: как именно наладить перевозку с Луны на Землю "Шаттлов", наполненных до верхушки грузом… реголитом — то есть лунной пылью, каменной крошкой с поверхности лунных морей. Полный "Шаттл" — это 30 тонн груза. Тридцать тонн реголита будет стоить более одного миллиарда долларов. Триста рейсов "Шаттла" могут принести прибыль, по сравнению с которой все сказочные доходы Билла Гейтса и шейхов Персидского залива покажутся лишь жалкой милостыней. Причина?

Читайте также: Роботы-геологи штурмуют астероид

Оказывается, в реголите содержится много гелия-3. Это — изотоп, два атома которого при ядерном взаимодействии друг с другом превращаются в "обычный" гелий с атомным весом 4 (плюс еще два атома водорода). Энергии, которая могла бы выделиться из 30 тонн реголита, хватило бы всей энергетике Соединенных Штатов на целый год.

Откуда же гелий-3 в реголите? По сути это положительно заряженные альфа-частицы (ядра гелия без электронов), всего лишь составная часть "солнечного ветра", который в течение долгого лунного дня обдувает поверхность нашего естественного спутника. А уже прилипнув к песчинке лунного грунта, альфа-частица легко находит себе электронную оболочку…

Все технические подробности на сегодня уже обсуждены. Реголит можно добывать устройством типа драги. До трехметровой глубины содержание гелия-3 в лунной почве не падает. Больше гелия-3, видимо, ближе к полюсам, чем на поверхности лунных морей в районе экватора. Там холодно, и он лучше сохраняется, хотя и медленнее накапливается. Целесообразно было бы реголит не привозить на Землю, а получать из него энергию прямо на Луне или в космосе, а оттуда пересылать на Землю с помощью пока ещё не разработанных, но технически возможных энергетических лучей-пучков либо сверхмощного лазера.

Правда сегодня проблема заключается в том, что летать к нашему спутнику землянам не на чем, и не на чем этот самый реголит возить. Весь парк американских шаттлов поставлен на прикол, а новые корабли ещё только разрабатываются. Кроме того, даже "Спейс шаттл" так уж устроен, что… не может просто так взять и сесть на Луну, а затем все также "по-самолетному" с неё стартовать.

Читайте также: Вездесущий "шестиног" для лунных колонистов

То есть сначала на Луне потребуется построить космодром, что само по себе является задачей невероятной сложности. Ведь для этого понадобятся транспортные космические корабли, способные доставить на ее поверхность и людей, и грузы (включая тонны воды и кислорода!), а также принципиально новую строительную технику — краны, бульдозеры, экскаваторы. Все это понадобится создать с нуля и разработать под особые лунные условия. Строительство домов для строителей и добытчиков реголита также проблема не из простых, потому, что людей придется защитить и от солнечной радиации, и от космических лучей, и от холода.

Конечно, современная техника по уровню своего развития уже такова, что в принципе космодром на Луне можно и не строить. Достаточно беспилотных спускаемых аппаратов, которые будет нагружать реголитом персонал лунной базы, заправлять топливом и запускать на орбиту искусственного спутника Луны. Откуда корабль-буксир сможет транспортировать их к Земле, а уже там грузовые модули можно будет перегружать на тот же "шаттл" и спускать с орбиты в его вместительном грузовом отсеке по 30 тонн за раз. Вопрос теперь за экономистами и физиками. Последние должны создать промышленную установку для получения энергии из реголита, ну, а экономисты рассчитать, во что это обойдется стране, которая первая решит этим заняться!

Все самое интересное читайте в рубрике "Наука и техника"