Оказывается, автомобили способны не только быстро перемещать людей из одной точки в другую, но еще могут ускорять эволюцию. Биологи выяснили, что в популяциях белолобых ласточек всего за тридцать лет из-за воздействия автомашин произошли серьезные изменения. Теперь в них доминируют короткокрылые формы, которые реже сталкиваются с машинами.
Традиционно считается, что естественный отбор весьма нетороплив и для того, чтобы популяция изменилась под его воздействием, должны пройти минимум тысячелетия. Это совершенно справедливо, если речь идет о появлении новых видов. Однако, изменить облик популяции этот неутомимый двигатель эволюции может и за куда более короткий срок.
Вспомнить хотя бы хрестоматийный пример с бабочкой березовой пяденицей (Biston betularia), который в свое время восхитил великого Чарльза Дарвина, известный также под названием индустриального меланизма. Напомню, нормальная окраска этих бабочек бело-сероватая с темными пятнышками, она позволяет насекоммым быть незаметными на стволах березы. Однако в XIX веке в Англии в связи с бурным развитием промышленных предприятий многие леса рядом с городами оказались в буквальном смысле этого слова прокопченными насквозь - сажа оседала на стволы деревьев и делала их темными.
И вот, не прошло и пары десятков лет, как в этих местах стала доминировать форма с темной окраской крыльев. Что не удивительно - ведь на черной коре именно у нее было больше шансов остаться незамеченной хищником. Следует заметить, что и в нормальных лесах эта темная морфа изредка встречалась, однако там у таких бабочек не было такого преимущества, поэтому немногие из них могли нормально спариться и отложить яйца - хищники поедали их почти сразу после того, как они выходили из куколок.
Читайте также: Сигаретные окурки прогоняют паразитов
Как видите, иногда естественному отбору не нужно много времени, что бы создать что-то новенькое - был бы материал. А он есть всегда, поскольку живые существа в массе своей весьма изменчивы и в любой популяции найдутся нестандартные формы. В обычных условиях эти «уклонисты» остаются в меньшинстве, но если таковые вдруг изменятся, то у них появляется шанс стать доминирующей формой.
Именно это, согласно исследованиям американских биологов Чарльза Брауна из Талсского университета и Мэри Бамбергер Браун из Небрасского университета в Линкольне произошло с популяцией белоголовой ласточки (Petrochelidon pyrrhonota), обитающей на западе штата Небраска. Эти птицы обитают недалеко от шумных и оживленных трасс, и, следовательно, на протяжении многих лет постоянно сталкивались с мчащимися по ним автомобилями.
В результате в популяции изменилась доминирующая форма птиц - раньше там было больше длиннокрылых особей, теперь же чаще встречаются короткокрылые.
Это соотношение несколько удивило ученых - известно, что хоть в популяции время от времени и встречаются особи с короткими крыльями, однако нормой для белелобой ласточки все-таки долгое время являлось длинное крыло. Обладающие им особи летали быстрее, и, соответственно, успевали собрать больше насекомых, чем их короткокрылые коллеги. Но почему же вдруг резко изменилось соотношение особей в популяции?
Ученые выяснили это, сравнив тела птиц, погибших в столкновениях с автомобилями, и умерших в специальных ловчих сетях. Оказалось, те, что гибли на дорогах, имели более длинные крылья. С другой стороны, в ловчих сетях находились в основном ласточки с более короткими крыльями.
Кроме того, исследователи провели серию замеров длины крыла у птиц, попавших в ловчие сети и оставшихся в живых и поняли, что короткокрылые особи вообще встречаются чаще, хотя еще тридцать лет назад ситуация была совершенно иной - доминировали длиннокрылые ласточки.
Наконец, ознакомившись с отчетами сотрудников дорожной полиции, биологи выяснили, что в последнее время число ласточек, погибающих в столкновениях с машинами, сильно снизилось. Причем это не было связано с общим падением численности популяции - она наоборот росла. И никаких признаков ее вырождения заметно тоже не было.
Все это навело ученых на мысль о том, что дело здесь именно в естественном отборе - из-за того, что в какой-то момент столкновения с автомобилями стали весьма частым явлением, он начал благоприятствовать короткокрылым особям, поскольку короткие крылья делают птиц более маневренными. Известно, что короткокрылые ласточки могут, например, быстрее совершить резкий поворот на 90˚, чтобы избежать столкновения с автомобилем или с каким-нибудь дорожным сооружением. Неудивительно, что в какой-то момент короткокрылые особи стали доминировать - ведь их больше доживало до того возраста, когда уже можно было спарится и отложить яйца.
Читайте также: Промышленный шум полезен для многих
Удивительным было другое - естественному отбору понадобилось всего-то тридцать лет для того, что бы совершенно изменить облик популяции (даже в случае с пяденицей на это ушло все-таки больше времени). Ведь автодороги, шоссе и скоростные магистрали появились все же не так давно. Но оказалось, что иногда естественному отбору тоже свойственно торопиться. Особенно, если виду приходится приспосабливаться к такому быстрому фактору окружающей среды, как автомобиль...
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"