Все чаще на вопрос: "Смотрите ли вы телевизор?" — можно натолкнуться на ответ: "Зачем этот ящик вообще нужен? Все равно ничего стоящего не показывают". Такой ответ лет 10-15 назад показался бы очень странным. А сейчас мы даже при интересно составленной сетке вещания часто пропускаем любимые передачи. И главный минус ТВ — отсутствие обратной связи.
Вот именно по этой причине зритель все активнее уходит в интернет-пространство, туда, где есть интерактивность. В социальных медиа: блогах и соцсетях пользователь активно взаимодействует с другими членами сети. К тому же в интернете есть возможность найти нужный контент в любое удобное время. В попытке вернуть пользователя к экранам телевизоров был создан один из главных мировых медиа-трендов последних лет — технология Social TV.
Интеграция ТВ и соцсетей
Так что же такое cоциальное телевидение? Суть технологии Social TV заключается во внедрении социальных медиа непосредственно в телевизор, тем самым устраняя ахиллесову пяту телевидения — однопоточность. Повышается интерактивность и стирается грань между происходящим на экране и телезрителем, который становится причастным к происходящему. Social television позволяет прямо на экране наравне с передачей телевизионного контента обеспечивать голосовое или текстовое общение с собеседником, проводить видео-конференции, создавая эффект присутствия. Отныне вы сможете посмотреть футбольный матч вместе с друзьями, даже если собраться всем вместе не удалось.
Еще Social TV предоставляет пользователям возможность оставлять комментарии и рекомендации по просмотру телепрограмм, а также оценивать их. Другими словами, вы можете смотреть любимую передачу и тут же обсуждать ее. Наличие рейтинга вроде бы мелочь, однако с учетом того, что в сети выбор ресурсов невероятно огромен, рейтинг становится крайне полезен. При этом Social TV не ограничивает вас обычным телевизионным экраном, а позволяет использовать для просмотра дополнительное оборудование, вроде смартфона, планшета или нетбука.
Интерактивность, которую предлагает технология Social TV, повышает утрачивающийся в последнее время интерес аудитории к телевидению в целом. Это подтверждают многочисленные исследования аналитиков. Недавно бизнес-эксперт в области социальных медиа Стоу Бойд опубликовал доклад "Social TV и сопутствующие гаджеты". Аналитик считает, что телезрители все чаще используют несколько устройств одновременно. Например, просматривая традиционное ТВ, они параллельно разговаривают по мобильному телефону и обсуждают передачу или игру в Facebook.
Эксперт пришел к выводу, что телевидение утрачивает свою роль основной социальной платформы. Оно становится скорее фоном для людей, все более активно взаимодействующих друг с другом посредством других технологий. А раз изменяется привычный стиль просмотра ТВ, то меняется и рекламная политика. Стоу Бойд полагает, что эпоха 30-секундных рекламных роликов на ТВ подходит к концу. "Новые рекламные модели, завязанные на интернет-рекламе, уже вовсю применяются на мобильных устройствах. Обычная телевизионная реклама постепенно замещается рекламными объявлениями в смартфонах и планшетах. В скором времени это приведет к сокращению рентабельности традиционного телевидения", — говорит Бойд в своем докладе.
Читайте также: Борьба за третье место рунета обостряется
Аннет Кинг, исполнительный директор маркетингового агентства OgilvyOne, предлагает наглядный пример применения новой модели рекламы, в рамках технологии Social TV. "Представим, что Джеймс Оливер (известный английский ресторатор и телеведущий) готовит блюдо из трюфелей во время эфира. Немедленно вам на планшет будет приходить реклама с его рецептами".
Денис Терехов, гендиректор агентства "Социальные сети", согласен с тем,чтовозможноститаргетированиярекламыблагодарясоциальным сетям колоссально выросли. "Вполне возможно, что в будущем каждый будет смотреть ту передачу, которая ему нужна и получать ту рекламу, которая его интересует, исходя из личных предпочтений. Для рекламодателей это открывает самые широкие возможности по таргетированию рекламы", — утверждает Денис Терехов.
Рынок Social TV
Производители телеконтента считают отрасль перспективной. Они вкладывают значительные средства в данную технологию. Отрасль открыта для экспериментов, поэтому пока участники развиваются разными путями. Некоторые телевещатели закрываются, пытаясь организовать Social TV в рамках собственных платформ. Но большинство организуют проекты, сотрудничая с социальными сетями, к примеру, интегрируют Twitter в свои платформы. Участники отрасли вроде BBC и CNN заключили соглашения с представителями социальных сетей, таких как Facebook, которые активно пытаются выйти на этот рынок.
По оценкам американской исследовательской компании MarketstandMarkets(M&M) ожидается, что стоимость мирового рынка социального телевидения вырастет с 151,14 млрд долларов в 2012 году до 256,44 млрд долларов к 2017. Совокупный среднегодовой темп роста за этот период составит 11,2 процентов. Наибольшую долю прибыли рынка Soсial TV в 2012 году — 55,48 млрд долларов, принес европейский регион. Ожидается, что к 2017 году его доля достигнет 77,74 млрд долларов, а совокупный среднегодовой темп роста за этот период составит 7 процентов.
В компании Informa Telecoms&Media уверены, что Facebook сыграет ключевую роль в революции социального телевидения. Как считает Ник Томас, ведущий аналитик Informa Telecoms & Media, телевещатели столкнулись с угрозой снижения рейтингов в ближайшем будущем. Facebook может вдохнуть новую жизнь в традиционное телевидение с его жестко распланированными программами передач. Ведь число пользователей Facebook в 2012 году уже превысило 1 миллиард. Растет и число продаж планшетных устройств. Все это стимулирует рост применения Social TV среди пользователей, уже использующих Facebook, Twitter и другие средства коммуникации. Теперь они при помощи своих карманных гаджетов будут одновременно смотреть ТВ.
На западе Social TV используют многие каналы, среди них: MTV, BBC, NBC, Fox, CBS, ABC и другие. Проводятся многочисленные конференции. В Лондоне в мае 2013 года пройдет всемирный саммит, посвященный социальному телевидению — "Social TV World Summit".
Sociаl TV в России
У нас в стране применение данной технологии сильно ограничено. Оборудование, поддерживающее Social TV, лишь начинает появляться. Одним из представителей социального телевидения на российском рынке является Samsung с их "умными телевизорами" (Smart TV)."В области социальных медиа мы движемся за Западом. При этом хоть мы и отстаем как минимум на полгода, но этот разрыв сокращается, — утверждает Денис Терехов. — Теперь уже можно говорить, что с появлением видеохостингов, все классические медиа, включая российские, лишились монополии на право распространения информации.
Читайте также: Слава через интернет: цинизм, пошлость, трэш
Фактически любой блогер сам по себе представляет телеканал. Теперь телеканал — это не кнопка в вашем телевизоре, теперь телеканал — это тот контент, который вы смотрите. Он может быть регулярным, например, еженедельное развлекательное интернет-шоу +100500. Или быть отдельно взятым роликом".Во многом то, как скоро Soсial TV проникнет в Россию, будет зависеть от того как наши социальные сети сумеют интегрироваться с этой технологией. Потому что пока доля Facebook, уже в значительной степени отладившая работу с Social TV, уступает "Одноклассникам" и "Вконтакте" у нас в стране.