Этологи из Швеции, проводя эксперименты с рыбками гуппи, выяснили, что чем умнее особь, тем меньше у нее потомков. Увы, содержание мозга недешево обходится организму, и чем-то в итоге приходится жертвовать. Кроме того, в ходе опытов было обнаружено, что самочки гуппи практически постоянно думают о еде, ну, а самцы — об интимных отношениях.
С точки зрения человека, жизнь рыбок гуппи (Poecilia reticulata) проста до безобразия — еда, сон, размножение и смерть через два года после рождения. Правда, эволюция подарила гуппи довольно большой мозг, который позволяет им решать когнитивные задачи. Подарок, впрочем, оказался с подвохом: чем умнее гуппи, тем меньше потомства они оставляют.
Этот факт проливает свет на некоторые фундаментальные вопросы касательно интеллекта всех живых существ, включая человека — в частности, на эволюционный компромисс, позволяющий любому виду подняться по интеллектуальной лестнице. Ученым давно известно, что мозг — чрезвычайно энергоемкий орган. В случае человека на обеспечение деятельности серого вещества уходит 20 процентов энергии.
Исследователи полагают, что большой мозг обошелся человеку довольно дорого — в процессе эволюции его размеры увеличивались в ущерб всем остальным органам. Приличный размер мозга также может служить причиной того, что "головастые" животные, такие как люди, шимпанзе и киты, рожают относительно мало детей: энергии на то, чтобы дать всем потомкам необходимые навыки и поднять их на ноги, требуется слишком много.
Читайте также: Ум не дает обезьяне стать человеком
Несмотря на то что эта теория кажется вполне правдоподобной, экспериментальные проверки ее жизнеспособности проводились крайне редко — не в последнюю очередь из-за того, что это очень и очень кропотливая работа. Если проводить эксперимент по всем правилам, потребуется развести, вырастить и препарировать тысячи живых существ, и до недавнего времени все попытки провести исследование в этой области ограничивались экспериментами на мышах в 60-х и 70-х годах.
Несколько лет назад Никлас Кольм, профессор эволюционной биологии из шведского Университета Упсала, сделал решающий шаг в изучении вышеупомянутой теории, выбрав объектом наблюдения гуппи — во многом потому, что половой зрелости эти рыбки достигали всего за три месяца. Наблюдения Кольм начал с 225 пар гуппи, потомство которых рассортировали по отдельным аквариумам по принципу "мальчики — налево, девочки — направо". После этого гуппи-родителей вскрыли, взвесили их мозг и измерили размеры тела, чтобы вычислить процентное соотношение веса мозга.
На следующем этапе эксперимента Кольм и его коллеги отобрали четверть самых "мозговитых" и самых "глупых" рыбок из полученного потомства и дали представителям обеих команд скреститься в пределах своей группы. Когда на свет появилось третье поколение гуппи, ученые повторили процедуру. В конечном итоге для того, чтобы рассадить всех рыбок по группам, потребовалось более 1,1 тысячи аквариумов.
После этого ученые принялись проверять, действительно ли рыбки, чей объем мозга был на девять процентов больше, чем у остальных, лучше справляются с когнитивными задачами. Для этого самца и самочку из группы "умников" и группы "дурачков" поместили в отдельный аквариум, на обоих торцах которого были размещены карточки. На одной были изображены два символа, на другой — четыре. Каждый день рыбок кормили строго у одной из этих карточек. Затем исследователи сделали перерыв, оставив рыбок на сутки без корма, чтобы проверить, к какой карточке они подплывут.
Чемпионами по сообразительности оказались самочки-"умницы": они подплывали к правильной карточке на 40 процентов чаще, чем их остальные коллеги. У самцов же такой разницы в "показаниях" ученые не заметили. И сразу же нашли этому объяснение. "Мы считаем, что пищевое вознаграждение для самцов не так важно, как для самок", — поясняет Кольм. "В дикой природе самки постоянно думают о еде, тогда как все, о чем думают самцы, — это о спаривании", — добавляет его коллега Александр Котршал.
Читайте также: Стрессоустойчивость — путь к бездетности
Кольм и Котршал также обнаружили, что большой мозг не всегда становится благословением для своего обладателя: мозговитые гуппи имели более скромного размера кишочки, чем их бестолковые собратья (объемом кишечника пришлось пожертвовать ради увеличения объема мозга), а потомства давали на 19 процентов меньше. "Это самая интересная находка в нашей работе, — говорит Кольм, — поскольку это свидетельствует о том, что за большой мозг приходится расплачиваться чем-то другим".