Обмануть детектор лжи проще простого

 

Американские ученые обнаружили, что обмануть детектор лжи, столь любимый авторами шпионских романов и полицейскими, оказывается, совсем несложно. Для этого нужно лишь немного потренироваться в выдумках… а потом врать без промедления! Эксперименты показали, что и известный окрик "Отвечайте быстро, не задумываясь!" вовсе не гарантирует истины.

Каждый, кто хоть немного привирал родителям в подростковом возрасте, знает, как сделать ложь неотличимой от правды. Нужно самому проникнуться рассказываемой историей настолько, чтобы начать вспоминать подробности. Конечно, доктор Кэл Лайтман из "Теории лжи" разоблачил бы вас немедленно. Но родители не догадывались, как не догадался бы и… полиграф.

Специалисты из Северо-Западного университета обнаружили, что на полиграфе можно отвечать четко, быстро и при этом ни сказать ни слова правды. В статье, опубликованной в Frontiers in Cognitive Science, авторы описывают несложный эксперимент с детектором лжи. Часть испытуемых просили говорить неправду как можно быстрее и по возможности без ошибок, а часть просили сделать то же самое, но перед этим давали немного времени на подготовку.

У тех, кто имел возможность потренироваться в произнесении неправильных ответов, правда оказалась неотличима от лжи. Их убедительности поверил даже полиграф! Интересно, что даже те, кто врал без тренировки, тратили на ответ заметно меньше времени, чем обычно, хотя считается, что заминка с ответом — обычный признак лжи при проверке на полиграфе. То есть даже простая установка на то, чтобы говорить быстро и безошибочно, повышает психологическую достоверность лжи.

Читайте также: От правды до выдумки — одна борозда

По результатам данного эксперимента ученые рекомендуют полиции допрашивать преступников сразу после задержания. Если дать им хотя бы немного времени, они смогут настолько хорошо подготовиться к допросу, что ни один полиграф не выведет их на чистую воду. Детекторы лжи уже не раз подвергались критике за возможные ошибки в интерпретации результатов. Однако до сих пор тест на нем считался одним из наиболее достоверных тестов на ложь.

Первый прибор для распознавания лжи назывался "гидросфигмометр". Его стал использовать итальянский криминалист Чезаре Ломброзо. В 1890-х годах с его помощью криминалист измерял у подозреваемых давление крови, в то время как их допрашивала полиция. Ломброзо утверждал, что может определить, когда преступники лгут. Показывая фотографии, связанные или не связанные с преступлением, он одновременно фиксировал частоту пульса и крови у подозреваемых.

Полиграф стал знаменит после расследования 1902 года. Тогда Ломброзо был привлечен к расследованию уголовного дела об изнасиловании и убийстве девочки. В ходе допроса подозреваемого ученый применил свой необычный прибор. Хотя изначально все факты говорили против подозреваемого, Ломброзо пришел к заключению, что тот невиновен.

Он обнаружил незначительные изменения в пульсе допрашиваемого, когда тот делал в уме различные математические вычисления. Когда подозреваемому предъявлялись изображения израненных детей, регистрируемая запись пульса не показывала никаких внезапных изменений, в том числе и при просмотре фотографий убитой девочки. Результаты последующего расследования убедительно доказали, что данный подозреваемый был невиновен в этом преступлении.

Прообраз современного полиграфа разработал в 1920-х годах Джон Ларсон, офицер калифорнийской полиции. Созданное им устройство обеспечивало одновременную регистрацию кровяного давления, пульса и дыхания. С помощью этого аппарата было проведено большое количество проверок лиц, подозревавшихся в уголовных преступлениях.

 

 

Ларсон назвал свой инструмент "полиграф", позаимствовав это название у Джона Хавкинса, придумавшего этот термин в 1804 году. Так называлась изобретенная им машина для создания точных копий рукописных текстов. Название "полиграф" произошло от двух греческих слов — "поли" (много) и "графо" (писать). Этим аппаратом пользовались в XIX веке многие, включая Томаса Джефферсона, третьего президента США и автора Декларации независимости, однако именно Джон Ларсон первый применил слово "полиграф" к прибору для определения лжи. Впоследствии этот термин прочно закрепился.

Современный полиграф фиксирует сигналы, поступающие с датчиков, которые прикреплены к различным участкам тела. При этом изменения показателей связываются с колебаниями уровня возбуждения. Считается, что произнесение лжи будет вызывать более высокий уровень возбуждения, чем сообщение правды. Нынешний детектор лжи способен точно зафиксировать до 50 физиологических параметров, обнаруживая их мельчайшие изменения: потоотделения ладоней, кровяного давления и дыхания, покраснение лица или его отдельных частей, подрагивание губ, расширение/сужение зрачков, учащенное моргание и множество других.

Для регистрации изменений глубины и частоты дыхания на область грудной клетки и желудка помещаются пневматические трубки. Изменение кровяного давления регистрируется при помощи специального манжета, который оборачивается вокруг плеча, а показатель потоотделения ладоней — при помощи металлических электродов, прикрепленных к пальцам руки. В некоторых случаях также регистрируется электрическая активность головного мозга (вызванные потенциалы).

Считается, что если подозреваемый сообщает заведомую ложь, у него изменяется состояние голосовых связок, которые производят несколько искаженный звук за счет нерегулярного изменения основной частоты вибрации. Другие детекторы реагируют на изменения температуры вокруг глаз. Принцип их действия основывается на том, что когда человек испытывает психический дискомфорт — лжет или недоговаривает что-то — внутриглазное давление повышается, наблюдается прилив крови к глазным яблокам, из-за чего повышается температура окологлазного пространства.

Вопреки распространенному мнению тестирование на полиграфе не является строго научной и стандартизированной процедурой. Считается, что это скорее искусство, а не наука, поскольку очень многое зависит от квалификации, опыта и интуиции специалиста-полиграфолога. В отличие от научных, строго стандартизированных тестов, перечень вопросов для тестирования на полиграфе не является фиксированным.

Для успешного тестирования полиграфолог каждый раз должен подобрать и сформулировать вопросы таким образом, чтобы вызвать нужную реакцию у конкретного испытуемого, а после суметь правильно интерпретировать все многообразие физиологических проявлений. В этом случае неизбежны ошибки, вызванные пресловутым "человеческим фактором".

Как мы видим из описанного выше эксперимента, детектор лжи весьма и весьма несовершенен. Кроме "натренированной лжи", которую полиграф распознать неспособен, он может выдать за ложь и другие сильные эмоции невиновного человека. Пол Экман в своей книге "Психология эмоций" приводит классический пример такой ошибки, которая обусловлена самим принципом работы полиграфа.

Это случай с армейским сержантом, первым обнаружившим обнаженное мертвое тело своей соседки — симпатичной жены другого сержанта. Во время допросов он всячески отрицал свою причастность к убийству, но трижды не смог пройти тест на детекторе лжи. Полиграф показывал существенные изменения физиологических параметров во время вопросов об убитой. Допрашивающие заподозрили сержанта в причастности к убийству.

Читайте также: Магнитное поле — лекарство от лжи

Однако истиной причиной волнения, как выяснилось позже, были его чувства к убитой. В прошлом у него постоянно возникали сексуальные фантазии в отношении соседки, и когда он увидел ее обнаженное тело, то ощутил к ней половое влечение, даже несмотря на то, что она была мертвой. Он винил себя за то, что испытал подобное чувство. Всякий раз, когда его спрашивали о ее смерти и о том, как он обнаружил труп, он испытывал чувство вины, что безжалостно фиксировал полиграф. Когда найденные улики вынудили признаться истинного убийцу этой женщины, сержант был оправдан.