Подростковый возраст — время беспокойное, и не только для родителей, но и для самих тинейджеров. Их мучают разнообразные тревоги: беспокойство о том, как они выглядят в глазах сверстников, недовольство собственной внешностью, а также мысли о судьбе и смерти. Все это вызвано особенностями перестраивающегося мозга, говорят нейрофизиологи.
В переходном возрасте на время замедляются синаптические перестройки в отделе мозга, отвечающем за "переработку" и снижение испуга.
В раннеподростковом возрасте психологи отмечают у детей обострение "природных страхов": высоты, огня или воды, боли, крови, уколов, страх пострадать от катастрофы или стать жертвой нападения и тому подобных. После 12-14 лет у тинейджеров преобладают так называемые социальные страхи: страх позора, осуждения, провала на выступлении, боязнь отвечать у доски и даже просто опоздать в школу, страх быть отвергнутыми и осмеянными сверстниками, боязнь не понравится кому-то, получить клеймо "глупого", "некрасивого", "неинтересного".
Наверное, в отношении страхов подростковый период — самое тяжелое время в жизни человека. Однако такое обилие страхов оказалось нормой. Причем связано оно не только с психологическим и социальным развитием, но и с перестройкой организма. Ученые выяснили: в молодости мозг иначе воспринимает страх. Однажды испытав стресс, наша психика хранит отрицательные эмоции даже после исчезновения причины страха.
Исследователи из Медицинского колледжа Вейл-Корнелл при Корнеллском университете (США) утверждают: подростковые тревоги — обычное свойство созревающего мозга. Все дело в том, что у молодых людей в 12-17 лет замедляются синаптические перестройки в отделе мозга, отвечающем за переработку "страшных" эмоций.
Как исследователи пришли к такому выводу? Ученые провели эксперимент, состоящий из двух частей — психологической и нейрофизиологической. Участников разделили на три возрастные группы: дети до 12 лет, подростки 12-17 лет и взрослые участники от 17-18 и старше. Всем добровольцам раздавали наушники и просили понаблюдать за изображениями геометрических фигур, проплывающих по экрану компьютера.
Демонстрация одной из фигур сопровождалась резким, неприятным звуком. После нескольких повторений показа фигуры и противного звука страх при ее появлении становился рефлекторным: у всех участников при виде "опасного" объекта менялись физиологические показатели, что регистрировали приборы. На следующий день волонтерам вновь показывали последовательность фигур, однако теперь никаких неприятных звуков экспериментаторы не включали.
Читайте также: Мысли о смерти делают добрее
И дети, и взрослые быстро привыкали к тому, что бояться нечего. Их физиологические показатели никак не реагировали на появление вчерашней "неприятной" фигуры. А вот подростки 12-17 лет по-прежнему ждали неприятного звука, и при возникновении соответствующей фигуры их бросало в пот.
Первую часть эксперимента можно было назвать психологической. Нейрофизиологический опыт ученые ставили на крысах. Схема эксперимента была сходной, только на этот раз у исследователей была возможность наблюдать непосредственно за активностью мозга животных. Как пишут авторы в журнале PNAS, прелимбический и инфралимбический районы префронтальной коры мозга у крыс-"подростков" работали не так, как у взрослых особей и детенышей.
Прелимбическая зона мозга является частью системы, отвечающей за получение и обработку различных страхов и тревог, а вторая, инфралимбическая, отвечает за "исключение" их из эмоциональной сферы, то есть постепенное исчезновение страха. Как оказалось, у детенышей и взрослых крыс в зоне коры, излечивающей страх", уровень синаптической пластичности нейронов был высоким, а у крыс-подростков — довольно низким.
Проще говоря, мозг подростков намного медленнее "восстанавливается" после испуга, чем нервная система взрослых или детей. Их нервные цепи дольше перестраиваются, оттого и страх "держится" дольше. Так что вряд ли подросткам до 17 полезен частый просмотр фильмов ужасов и боевиков, которые, к сожалению, часто рассчитаны именно на такую аудиторию.
Открытие ученых из Корнеллского университета объясняет, почему среди тинейджеров так высок уровень фобий, тревожности и депрессий. Вполне возможно, знание механизмов возникновения тревожности в этом возрасте позволит разработать эффективный способ борьбы с подростковыми депрессиями — если, конечно, удастся найти способ ускорить перестройку синапсов в соответствующем отделе мозга.
Ранее ученые выявили еще одну причину подростковых страхов, тоже нейрофизиологическую: неспособность правильно определять эмоции других людей. Кстати, эта проблема тоже происходит из-за перестройки синапсов в коре головного мозга. Тинейджеров очень заботит отношение к ним окружающих, а вот правильно "считать" его они неспособны и от этого нервничают, представляя самое плохое.
Группа исследователей из Государственного университета Сан-Диего провела эксперимент с участием 300 человек в возрасте от 10 до 22 лет. Ученые оценивали способность людей к эмпатии — пониманию чувств окружающих. Добровольцам показывали фотографии с изображением лиц и карточки со словами.
Их просили сказать, какие эмоции испытывает человек на каждой из фотографий, а также описать эмоции, которые вызывает у них самих то или иное слово. Оказалось, что примерно с 11 лет скорость распознавания эмоций и способности описать собственные чувства падает примерно на 20 процентов, восстанавливаясь лишь к 20 годам.
"Эмоциональный радар" подростков плохо работает, сделали вывод ученые. Этим отчасти объясняется подростковая грубость и нечуткость. Эта информация может быть полезна родителям подростков и школьным педагогам. Прежде чем ругать отпрыска за недопустимое поведение, объясните ему, что именно вы чувствуете, когда он разбрасывает свои вещи, пятый день не моет посуду и приходит домой ближе к полуночи, не предупредив вас.
Читайте также: Лучше уж обзываться, нежели драться
Психологи рекомендуют и еще один прием: так называемые "Я-сообщения". Выражая свои чувства, даже самые негативные, говорите от первого лица. Вместо: "Ты снова не вымыл посуду, когда же ты научишься убирать за собой!" — лучше сказать: "Меня охватывает отчаяние, когда я прихожу уставшая с работы и вижу грязный стол на кухне и гору немытой посуды. Я сразу думаю, что отдохнуть сегодня опять не удастся". Такие "послания" подросток воспринимает не как обвинение, а как рассказ о вашем состоянии — и поэтому скорее прислушается к ним, а не примется агрессивно отпираться.