Похоже, Пентагону уже мало и людей-шпионов, и роботов, и специально обученных тараканов — там уже решили использовать айсберги как средство слежения за российскими подводными лодками в арктических водах. Впрочем, эта идея оригинальна и экономична — ведь айсбергам не надо есть и пить, да и от холода они, в отличие от живых существ, не страдают.
Чего люди боялись всегда, так это внезапного удара. Любая неожиданность подчас выводит нас из состояния душевного равновесия, а уж неожиданное нападение и подавно. При этом на помощь и нападающим, и тем, кто подвергается нападению, приходит так называемый естественно-географический фактор.
Например, в годы Второй мировой войны союзники, наносившие бомбовые удары по территории Германии, никак не могли понять, как немцам удается производить и производить реактивные Ме 262, когда их авиастроительные заводы непрерывно бомбят и разрушают. А дело было в том, что многие виды комплектующих и узлов производились на небольших предприятиях барачного типа, которые были укрыты в лесах, причем крыши их красились в зеленый цвет.
Кроны деревьев смыкались над постройками, поэтому обнаружить такой завод с воздуха было практически невозможно. Взлет и посадка самолетов осуществлялась прямо на автобан, и хотя союзникам удалось засечь взлет Ме 262 с дороги и разбомбить несколько неукрытых самолетов, найти сами заводы они так и не смогли.
Читайте также: Легкий способ превратить авто в танк
Опыт прошлого был использован некоторое время спустя для маскировки позиций американских межконтинентальных ракет "Атлас". Каждая такая ракета располагалась в бетонном ангаре с раздвигающейся крышей в горизонтальном положении. В этом положении ее заправляли горючим, затем крыша ангара открывалась, ракета поднималась в вертикальное положение и запускалась. При этом сам ангар можно было очень легко замаскировать под любое промышленное здание, включая фермерский сарай, да так, что даже вблизи никто бы не догадался, что перед ним не просто какой-нибудь цех, а позиция стратегической баллистической ракеты.
Понятно, что в данном случае естественно-географическая среда особой роли не играет. Зато самым непосредственным образом она влияет на действия подводных лодок, и в первую очередь, подводных атомоходов с баллистическими ракетами на борту.
Дело в том, что, несмотря на все свою ракетно-ядерную мощь, эти субмарины весьма и весьма уязвимы как для разведывательных, так и для ударных средств, используемых при ведении войны на море. Исключением была разве что подводная лодка К-278 "Комсомолец" — советская атомная подводная лодка третьего поколения, единственная субмарина проекта 685 "Плавник", которой принадлежал абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (4 августа 1985 года).
Читайте также: Подводные авианосцы — воплощение старой идеи
Обнаружить ее на такой глубине было просто невозможно, однако она погибла в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года, а после подобных подводных лодок уже не строили. Уж очень дорогим был ее корпус, целиком сделанный из титана! Даже США — богатейшая страна мира, и та не могла себе позволить строительство подобных субмарин. В то же время все более дешевые и не столь глубоководные лодки, как оказалось, хорошо наблюдаются и с воздуха, и из космоса, особенно в тот момент, когда они вынуждены подниматься к самой поверхности для того, чтобы произвести запуск своих ракет.
И опять-таки, у тех же США в данном случае были все поводы завидовать сначала СССР, а затем и России. Дело даже не в том,что нам в принципе может принадлежать не только большая часть дна Северного Ледовитого океана, включая и Северный полюс, где предположительно сокрыты 13 процентов мировых запасов нефти, а в том, что большую часть его поверхности покрывают… толстые льды. Находясь под этими льдами и действуя с баз на побережье, наши подводные ракетоносцы неуязвимы для национальных средств обнаружения США, а следовательно, представляют собой пусть и потенциальную, но, тем не менее, вполне серьезную угрозу.
Разумеется, активный поиск подводных кораблей противника — дело очень сложное. Средства такой разведки на подводных лодках США и России очень разные (у нас лучше поставлено дело с обнаружением кильватерного следа, у американцев — с акустической аппаратурой), но по технической эффективности, как ни странно, оба способа близки.
А вот системная противолодочная борьба против чужого флота в бассейне Северного Ледовитого океана более проблематична для американцев. Ведь буй на лед с самолета не сбросить; надводные противолодочные корабли до полного таяния льдов даже летом мало что могут сделать; полярным днем Арктика покрыта облачностью, затрудняющей воздушную и космическую разведку а ночью спутниковое слежение затруднено еще и из-за электромагнитных эффектов северного сияния.
Конечно, говорить о слабости США в военной области сегодня по меньшей мере смешно. Однако ВМС США больше не могут позволить себе покупать подлодки дороже 40 миллиардов долларов. Поэтому превосходство под водой планируется поддерживать не за счет количества спущенных на воду новых субмарин-киллеров, а путем наращивания принципиально новых видов вооружений, в том числе и специальных средств разведки и дистанционного обнаружения противника.
С этой целью Управление перспективных исследований министерства обороны США (DARPA) намерено использовать нетрадиционные носители для средств все той же, скажем, акустической разведки. В первую очередь речь идет об автономных необитаемых подводных аппаратах, дрейфующих в океане, и… закреплении разведывательных автоматизированных систем по сбору и обработке акустической информации на нижней части полярных айсбергов. Предусмотрена также установка систем электромагнитного слежения (а говоря попросту — радаров всех типов) на надводной части этих ледовых гор так, чтобы с их помощью полностью перекрыть для российских АПЛ всю зону Северного Ледовитого океана!
На разработку программы по созданию соответствующего оборудования выделяется 2 миллиона долларов, что, в общем, не так уж и много, но и не мало - особенно если учесть, что ничего принципиально нового изобретать не придется. FLOATS (так называется подраздел программы по использованию айсбергов) одновременно будет следить как за подводными, так и за надводными судами, используя одно и то же оборудование.
Недостатки Арктики по части трудностей разведки должны стать ее преимуществом: так, в своем сообщении о тендере на разработку новых приборов DARPA предлагает развернуть системы, которые смогут использовать отражение звука (под водой) от поверхностного льда для увеличения эффективности поиска противника (пока же лед только мешает).
Читайте также: Круиз по морю на плавучем острове
Кроме того, системы электромагнитного слежения должны иметь возможность улавливать сигналы радаров надводных кораблей, идущих через лед. Впрочем, высока вероятность, что все эти усилия будут напрасны, потому что все это делается "просто на всякий случай", так как всерьез воевать среди льдов американцы навряд ли станут.