Почему пожилых людей так легко обмануть?

 

Мы нередко сердимся на своих пожилых родственников: ну как можно быть таким доверчивым? Открывать дверь кому попало, верить всем газетным заметкам, какая бы ерунда там ни говорилась, покупать сомнительное лекарство или "оздоровительный аппарат" только потому, что о нем рассказали в рекламе по радио. "Ты же взрослый человек, неужели ты не понимаешь?", — возмущаемся мы. Оказывается, действительно не понимают.

Ученые установили, что у многих пожилых людей снижается способность критически осмысливать действительность. Это связано с процессами, происходящими в вентромедиальной зоне коры головного мозга. Участок этот реагирует на возрастные изменения одним из первых. Эта зона коры головного мозга задействована в сложных когнитивных процессах. К примеру, она отвечает за моральную оценку событий, а также за способность критично оценивать информацию.

Ранее американские психологи обнаружили, что пациенты с двусторонними повреждениями в этой зоне коры при решении сложных моральных дилемм руководствуются только рассудком, тогда как у здоровых людей важную роль при этом играют эмоции. Пример: в воображаемой ситуации пациенты с повреждением не видели разницы между убийством, совершаемым заочно (путем нажатия кнопки), и собственноручным — тогда как здоровым людям разница представлялась огромной. Такие пациенты различали добро и зло на сознательном уровне, но оказывались неспособны к сопереживанию и никогда не испытывали чувства вины.

Менее обширные повреждения вентромедиальной зоны коры, как выяснилось, вызывают некритичность в оценке информации. Идея проверить роль этой зоны мозга пришла в голову исследователям из Университета Айовы (США). По статистике за 2009 год, около 12 процентов жителей Северной Америки старше 60 лет были обмануты членами семьи или же незнакомыми людьми, а ежегодные финансовые потери пожилых людей в сумме составляют около 2,9 миллиарда долларов.

Задумавшись над тем, почему пожилых людей так легко обмануть, исследователи вспомнили о вентромедиальной префронтальной коре, которая особенно подвержена возрастным изменениям. Правда, для проверки своей гипотезы они набрали не пожилых людей, а молодых пациентов, у которых были диагностированы повреждения различных участков коры. Из 500 кандидатов было отобрано 18 с повреждениями в вентромедиальной коре и 21 — с нарушениями за пределами этой зоны в качестве участников контрольной группы. Еще одну группу составляли волонтеры со здоровым мозгом.

Читайте также: Глупеем ли мы с возрастом?

Испытуемым во всех трех группах был предложен совершенно рекламный ролик, который содержал заведомый обман. Производитель обещал "американское качество" товара, между тем, продукт был произведен совсем не в США. После просмотра участники эксперимента должны были оценить уровень своего доверия к рекламе и собственное желание купить разрекламированный продукт. Как пишут исследователи в журнале Frontiers in Neuroscience, люди с повреждениями в вентромедиальной коре в два раза сильнее были склонны верить жульнической рекламе. Самое удивительное заключалось в том, что даже разоблачение рекламного трюка не разубеждало их покупать товар.

Пусть эксперимент был проведен на молодежи, но стоит вспомнить типичные черты поведения многих стариков: раз за разом открывать дверь незнакомым людям, делать вклады в организацию, которая уже однажды обманула… Похоже, что исследователи действительно нащупали одну из причин такого некритичного доверия. Впрочем, авторы работы признаются, что существующей на данный момент статистики недостаточно для однозначных выводов.

Однако напоминают, что с возрастом у людей быстрее всего нарушается именно структурная целостность и функциональная ассоциативность вентромедиального участка коры. В результате этого процесса, по-видимому, снижается способность выполнять сложные когнитивные операции, в том числе — подвергать сомнению полученную информацию. Возможно, именно поэтому, несмотря на долгую жизнь и большой опыт, пожилые люди начинают относиться к окружающим с детской доверчивостью.

В 2011 году ученым из института Virginia Tech Carilion Research удалось обнаружить еще одно уникальное свойство этого участка. Оказывается, вентромедиальная префронтальная кора при условии ее правильной работы позволяет нам… отказываться от взяток. На самом деле сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд. У любого человека предложение о выгоде активирует зону головного мозга, связанную с удовольствиями. Образ обещанного "пряника" не дает нашему мозгу покоя — мы уже буквально представляем, как хорошо будет обладать теми благами, которые пообещали нам за нечестную сделку.

Однако обнаружился в мозге и участок, сопротивляющийся взяткам! Им оказалась уже знакомая нам вентромедиальная зона коры. При помощи сложно организованного эксперимента исследователи выяснили, что этот участок мозга подавляет генерацию ответных импульсов в вентромедиальной префронтальной коре, увязывающей принятие решения с предвкушением награды.

Читайте также: Паранойя приходит… но с опытом!

Правда, работает этот механизм не у всех. К сожалению, ученым пока не удалось выявить, какие именно факторы влияют на повреждение или сохранность вентромедиальной коры. Так и хочется предложить ввести регулярные томографические проверки на рабочих местах!