"Не беспокойся понапрасну", "Все будет хорошо!", "Живи настоящим!" Ученые доказали, что лозунги "позитивного мышления", столь популярного сегодня, неосуществимы. Мозг имеет нехорошую привычку сравнивать нынешний опыт с предыдущим. В XXI веке это почему-то стало немодным. Специалисты-психологи добавляют: позитивное мышление доводит до депрессии.
Перед важным событием уговаривать себя "не беспокоиться понапрасну" и "подождать, пока все решится", бессмысленно. Следовать этому правилу мешает не лень и не склонность к пессимизму, а само устройство человеческого мозга. Исследователи из Питсбургского университета (США) решили проанализировать: как мозг принимает решения по тем вопросам, с которыми он уже сталкивался в прошлом? В статье, опубликованной в журнале Neuron, авторы эксперимента утверждают: наша ЦНС хранит память о принятых решениях — причем в тех же областях мозга, которые отвечают за текущие решения сходной проблемы.
Суть экспериментов заключалась в том, чтобы оценить активность фронтальной коры во время выполнения метакогнитивного задания. Исследование проводилось на обезьянах. Особенность мозга человека и приматов заключаются в том, что мы можем анализировать собственное мышление и поступки, то есть способны к рефлексии. За эту сложную функцию отвечает фронтальная кора. Она же ответственна за социальное поведение, принятие решений и индивидуальные черты личности. Стоит ли говорить, что она особенно развита у людей и приматов. Наши нейроны фронтальной коры и соответствующие нервные клетки обезьян работают по общим базовым законам.
Читайте также: Паранойя приходит… но с опытом!
Суть эксперимента состояла в том, что обезьяны должны были следить за бегающими огоньками на плоской поверхности. В какой-то момент среди них появлялся постоянный "доминантный" огонек. Обезьяна должна была угадать, где он появится в следующий раз. За правильный ответ животные получали награду, но не сразу. Опыт строился так, чтобы обезьяна могла осмыслить решение и прикинуть, насколько оно было верным. За принятием решения можно было следить по движениям глаз и активности соответствующих зон мозга.
Для наблюдения за их активностью исследователи выбрали три участка коры: дорзолатеральную зону, отвечающую за планирование телодвижений, зону, ответственную за движения глаз и фокусировку зрительного внимания, и добавочный зрительный центр, занятый саккадными движениями глаз (этим словом называются быстрые, строго согласованные движения глаз, производящиеся в одном направлении).
Как обнаружили ученые, выбор доминирующего огонька у обезьян сопровождался активной работой всех трех зон коры. Но вот осмысление принятого решения: правильным оно было или неправильным, и стоит поступать так же в этот раз, — приходилось преимущественно на добавочную зрительную зону, управляющую саккадными движениями. То есть именно на тот участок мозга, который был задействован в текущей ситуации.
Открытие, которое должно расстроить сторонников так называемого позитивного мышления, призывающего жить "здесь и сейчас, не думая о прошлом": именно та сфера, которая оказалась ответственна за состояние "здесь и сейчас", отвечает и за рефлексию. Ученых, впрочем, это ничуть не удивило. "Все люди хотят получать вознаграждения от жизни. А чтобы продолжать их получать, они должны сравнивать нынешний действия с опытом, полученным в прошлом", — резюмировал автор исследования Марк Соммер.
Впрочем, есть люди, способные последовать заповедям позитивного мышления вроде "Не допуская негативные мысли в свое сознание!" и "Не думай о прошлых ошибках!". Это шизофреники и люди с болезнью Альцгеймера. У них мыслительный процесс прерывистый, им сложно увязывать предыдущие действия и их результаты с нынешними поступками. Они могут позволить себе не думать о том, что впрошлыйразнаступили на грабли на этом же месте.
Ирония по поводу позитивного мышления вполне уместна. В XXI веке люди вдохновились мыслью "быстрого" избавления от страданий, противоречий собственной натуры и жизненных неприятностей. Методика по сути является принципом страуса: если я не вижу чего-то и не думаю о нем, значит, этого нет. Но подсознание не прощает подавления негативных эмоций. Ведь эмоциональная сфера — нечто вроде шестого органа чувств, с помощью которого мы познаем мир. Попытка "выключить" у себя отдельные чувства — страх, злость, зависть, раздражение — равносильна попытке добровольно стать дальтоником или ампутировать себе одну конечность.
Конечно, речь не идет о том, чтобы, к примеру, нарочно разжигать свой гнев или культивировать зависть (пользуясь аналогией с органами чувств — вы ведь не будете добровольно смотреть на слепящий свет или сидеть на кнопке). Просто любые чувства помогают нам ориентироваться во внешнем мире, отличать хорошее от плохого, комфортное от некомфортного и так далее. Игнорировать их или "пытаться исправить" нельзя. Еще в 2009 году психологи доказали, что позитивное мышление способно усиливать депрессию. Канадские ученые Джоанна Вуд, Джон Ли и Элейна Перунович провели эксперимент, который доказал: искусственно созданное "позитивное мышление" вгоняет человека в еще большую тоску.
Исследователи протестировали 68 студентов из Университета Нью-Брансуик на уровень их самооценки. После этого их случайным образом разделили на две группы и попросили в течение пяти минут записывать все свои мысли и переживания. В экспериментальной группе с интервалом в 15 секунд раздавался звонок, после которого добровольцы должны были громко говорить: "Я самый обаятельный человек!". Участники контрольной группы записывали свои мысли в полной тишине.
"Оказалось, что люди с низкой самооценкой после этих сеансов самовосхваления впали в значительно более мрачное настроение, чем их товарищи, — рассказала психолог Джоанна Вуд. — Установка сосредоточиться на положительных эмоциях в данном случае оказывалась медвежьей услугой: когда люди слышат утверждение, противоречащее тому, в чем они убеждены, их сознание запускает повторный процесс самооценки, в результате которого человек разочаровывается в себе еще больше".
Есть и нейрофизиологические доказательства вреда "насильственного позитива". К примеру, американские нейропсихологи Ричард Дэвидсон, Пол Экман и Уоллес Фризен более 20-ти лет занимались изучением человеческой улыбки. Они установили, что неискренняя, деланная улыбка активирует области мозга, ответственные за отрицательные чувства.
Вот что пишет о позитивной психологии наш соотечественник, профессор и доктор наук Александр Поддьяков: "Позитивные психологи либо действительно имеют, либо пытаются создать у читателя представления о мире, дружественном настолько, что у его представителей нет негативных проявлений, сколько-нибудь достойных внимания. Ничего делать не надо, кроме как заняться собой, самосовершенствованием и ощущением счастья. Эта массовая позитивная психология в ее варианте, разработанном прежде всего для западного читателя, соответственно, и возможна лишь в благополучном и хорошо защищенном обществе. Позитивное мышление, не ведающее о негативных сторонах жизни, особенно хорошо удается тогда, когда, метафорически выражаясь, за спиной у тебя стоит мама с автоматом".
Читайте также: Добрые дела — это торговля с мирозданием
Поэтому, если вышеупомянутая мама с автоматом за вашей спиной отсутствует, возможно, более полезным будет адекватное восприятие действительности: когда позитивное, а когда и не очень. Отрицание проблемы проблему не решает. Недаром мозг здорового человека отказывается "жить в настоящем, не оглядываясь на совершенные ошибки"…