Историк Пол Эдвардс уверен, что технологии, появившиеся во время разработки ядерного оружия, позже принесли человечеству большую пользу. В частности, именно "ядерные" модели помогли ученым оценить глобальные климатические изменения. Так, в очередной раз, "демобилизовавшись", военные технологии способствовали прогрессу мирной науки и техники.
Примеров того, что "военные" технологии через какое-то время "уходят на гражданку" вполне достаточно — вспомнить хотя бы тот же интернет, который исходно разработали как сверхнадежный канал для связи военных ведомств. Но вот "демобилизация", то есть переход из сугубо военных сфер в мирные, фундаментальных исследований случается достаточно редко. Объясняется это отчасти тем, что эти самые фундаментальные исследования обычно проводятся гражданскими учеными, а военные специалисты просто заимствуют из них только то, что им непосредственно нужно.
Однако и из этого правила бывают исключения. Например, недавно американский историк науки Пол Эдвардс из Мичиганского университета опубликовал работу, в которой убедительно доказал, что развитие ядерного оружия и всех сопутствующих технологий оказало серьезное влияние на современные исследования изменений климата. После окончания холодной войны именно оставшиеся без работы специалисты лабораторий, строящих модели последствий ядерного удара, и разработанные ими технологии отслеживания радиоактивности и оказались переориентированы для нужд климатологов.
Читайте также: Пол Бэран — отец Всемирной Паутины
Следует заметить, что всю вторую половину XX века ученые серьезно занимались моделированием ядерных взрывов и их возможных последствий. Итогом стала не только "страшная сказка" о ядерной зиме (позже неоднократно опровергаемая различными "штатскими" исследователями), но и создание систем отслеживания того, как излучение проходит через атмосферу. Собственно говоря, во время холодной войны эти системы выполняли разведочные функции — по мониторингу излучения люди, которые прятались в подземных убежищах, могли определить, продолжают ли падать вблизи ядерные боеголовки, или уже все закончилось.
Однако когда стало ясно, что мир больше не стоит на грани ядерной катастрофы, все эти системы не стали демонтировать. И они не раз выручали людей — например, после фукусимской катастрофы Организация договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний отслеживала радиоактивный шлейф поврежденных реакторов с помощью станций мониторинга, которые предназначены для измерения радионуклидов в воздухе. А эта сеть является прямым потомком систем и компьютерных моделей, созданных для слежения за последствиями испытаний оружия.
Кроме того, именно при разработке ядерного оружия были созданы системы мониторинга количества различных радиоактивных изотопов. Они активно используются и сейчас — например, мониторинг радиоактивного углерода, циркулирующего между атмосферой, океаном и биосферой, имеет решающее значение для понимания антропогенного изменения климата и реакций экосистем на данные изменения. Да и способы отслеживания изменения количества сажи, которые используют при исследованиях чистоты воздуха в городах, также появились именно в эпоху "гонки вооружений" в секретных ядерных лабораториях.
Однако это все примеры практических разработок, а не фундаментальных исследований. Последние сотрудниками ядерных проектов тоже проводились и потом были "демобилизованы". Так, математические модели, описывающие глобальные климатические изменения, которые сейчас используют практически все специалисты соответствующего профиля, тоже "выросли" из ядерных технологий. Самые ранние из них опирались на численные методы, очень похожие на те, которые разрабатывались создателями ядерного оружия для решения уравнений гидродинамики, необходимых для анализа ударных волн при ядерных взрывах.
Более того, следует признать, что без исследований, проведенных создателями и испытателями ядерного оружия, современные ученые знали бы сейчас гораздо меньше об атмосфере. Тем, кто трудился над ядерными проектами, было весьма важно построить правдоподобную модель ядерной зимы. Ведь только так можно было понять, как уцелеть при этом катастрофическом изменении климата (которое, как было сказано выше, на самом деле оказалось не столь катастрофическим). Поэтому именно эти специалисты узнали о роли парниковых газов в атмосфере, а также о тех веществах, вроде соединений серы, которые противостоят парниковому эффекту. Также именно они рассказали ученым о циркуляции различных соединений в атмосфере и помогли составить карты изменений основных воздушных потоков. Теперь, пользуясь ими, метеорологи могут делать более точные прогнозы погоды.
Следует отметить также еще и то, что именно в ядерных лабораториях впервые стали использовать мощные суперкомпьютеры и способы управления большими наборами данных. Теперь, когда противостояние ядерных сверхдержав ушло в область истории, этими инструментами для построения моделей пользуются климатологи, метеорологи и геологи. Кстати, без них не удалось бы построить модели многих недавних событий, например, прихода блокирующего антициклона в 2010 году или аномально холодной зимы в Северную Атлантику в том же году.
Читайте также: Правда и вымысел о самой гуманной бомбе
Итак, как видите, даже несмотря на то, что ядерное оружие, без сомнения, до сих пор таит в себе страшную угрозу человеческой цивилизации, все-таки и этот монстр способствовал развитию науки, в том числе и фундаментальной. Теории и технологии, разработанные в эпоху ядерного противостояния, сейчас помогают людям предсказывать природные катастрофы и прогнозировать их последствия. Выходит, что даже если ядерное оружие и не нужно людям, его все равно следовало бы выдумать — исключительно для прогресса науки и техники…
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"