Драмы науки: русский предшественник Дарвина

Драмы науки: русский предшественник Дарвина

Талантливый отечественный ученый Карл Францевич Рулье мог опередить Чарльза Дарвина и Альфреда Уоллеса в создании теории эволюции. Он пришел к выводам о роли естественного отбора в образовании видов куда раньше, чем знаменитые британцы. Увы, консерватизм и мракобесие российских чиновников помешали ему опубликовать результаты своих исследований.

Талантливый отечественный ученый Карл Францевич Рулье мог опередить Чарльза Дарвина и Альфреда Уоллеса в создании теории эволюции. Он пришел к выводам о роли естественного отбора в образовании видов куда раньше, чем знаменитые британцы. Увы, консерватизм и мракобесие российских чиновников помешали ему опубликовать результаты своих исследований.

Не вызывает сомнения то, что наука не имеет национальности. Поэтому любое открытие не принадлежит какому-то отдельному народу, а является достоянием всего человечества. Однако это вовсе не повод для того, что бы отнимать у каждой нации право гордиться своими учеными — и сожалеть, если власть имущие помешали сделать им очередное открытие.

Никто не спорит, что теория эволюции всего живого путем естественного отбора, сформулированная и доказанная двумя британскими биологами, Чарльзом Эразмом Дарвином и Альфредом Расселом Уоллесом, сыграла большую роль в развитии научной мысли прошлого века. Именно она стала основной теоретической базой не только в биологии, но и в астрономии, геологии и даже информатике (все эти дисциплины также признают естественный отбор основным механизмом любого развития). Многие считают, что 1859 год, когда Дарвин и Уоллес представили свои исследования на суд научной общественности, стал началом новой эры в истории естественных наук.

Однако эта фундаментальная теория могла бы стать известной людям на несколько лет раньше. И автором ее в таком случае считался бы другой человек — Карл Францевич Рулье. Он, несмотря на странное имя, отчество и фамилию, был нашим с вами соотечественником — родился, жил и работал в Российской империи. И именно косность и невежество властей этой империи помещали блестящему ученому и талантливому педагогу осуществить свои замыслы. Но давайте обо всем по порядку.

Будущий исследователь природы родился в 1814 году в Нижнем Новгороде. Его родители, потомки французских иммигрантов, не принадлежали к научной среде: отец был сапожником, а мать — акушеркой. После обучения в пансионе Рулье поступил в Медико-хирургическую академию, которую окончил с отличием.

Потом будущий ученый несколько лет служил врачом в Ряжском драгунском полку. Однако медицина не очень привлекала молодого человека — его больше интересовали зоология и геология. Поэтому в 1837 году он с радостью принял предложение президента Московской медико-хирургической академии быть репетитором при данном учебном заведении. В том же году Рулье защитил докторскую диссертацию и получил право преподавать студентам академии естественные науки — ботанику, зоологию и минералогию.

Все, кто слышал его лекции, отзывались о них как о чем-то неординарном. Карл Францевич не просто пересказывал студентам программу курса, изложенную в пособиях — он постоянно устраивал дискуссии, иллюстрировал лекции примерами из собственных исследований и, по мнению многих, всем этим будил в сердцах слушателей искренний интерес к познанию окружающего мира. О новом преподавателе заговорили и в 1840 году: Рулье был приглашен в Московский государственный университет. Через два года его утвердили в качестве профессора кафедры зоологии. Это позволило ему не только работать со студентами, но и заниматься исследованиями.

Сначала1840-хгодовКарлФранцевичсосвоимиученикамипроводил геологическое и палеонтологическое обследование Подмосковья и внес много нового в изучение ископаемых. Результатом этой работы явилась его книга "О животных Московской губернии" (1845 год). Но этим не ограничивались его интересы — Рулье изучал взаимосвязь живых существ с окружающей средой, сезонные явления в живой природе, предлагал проекты по акклиматизации в России разных полезных для человека животных и растений, описывал новые виды и составлял весьма ценные коллекции. Казалось, в биологии нет такой отрасли, которая его бы не интересовала.

При этом Карл Францевич был не только блестящим ученым, но и выдающимся популяризатором науки. Он читал публичные лекции, на которые собиралось чуть ли не вся московская молодежь (так, их высоко оценил в своих воспоминаниях А. И. Герцен). Будущий великий физиолог, первооткрыватель безусловных рефлексов И. М. Сеченов, который посещал их в студенческие годы, писал: "Тогда восторги были обращены в сторону профессора зоологии Рулье, который любил философствовать на лекциях и читал очень красноречиво". Карл Францевич воспитал множество талантливых российских зоологов, среди которых были Н.А. Северцов, А.П. Богданов, Н.Н. Кауфман.

Кроме преподавательской деятельности, Карл Францевич несколько лет возглавлял Московское общество испытателей природы. Занимая пост секретаря МОИП, он основал первый в России регулярный научный журнал "Вестник естественных наук", чьим главным редактором оставался до самой смерти. В этом журнале публиковались статьи по самым различным дисциплинам — биологии, геологии, медицине, физике и химии. Поместить туда свою публикацию считалось весьма почетно — это означало признание работы всем научным сообществом. Иностранные ученые давали "Вестнику" самые высокие оценки.

Среди московских же обывателей Рулье имел репутацию чудака. А все из-за того, что этот ученый мог, прогуливаясь, свободно затеять беседу с дворником, уличным разносчиком или мастеровым и начать объяснять ему устройство живой природы так же увлекательно и горячо, как и своим студентам. Он каждый день устраивал подобные импровизированные "экскурсии", пренебрегая светскими приемами и визитами к сильным мира сего. Ну, а эти самые сильные подобного ох как не любят…

С 1847 года в прессе появились статьи, которые иначе как нападками назвать сложно. Ученого обвиняли в развращении молодежи, пропаганде вольнодумства и атеизма (и это при том, что Карл Францевич к религии относился с большим уважением). Рулье сначала не обращал на это внимания. Однако реакция была быстрой — ученому отказали от дома многие аристократы, чьих детей он обучал естественным наукам. А для Карла Францевича, который, в отличие от наследника большого состояния Чарльза Дарвина, жил лишь на университетскую зарплату, это было серьезным ударом.

Однако ученый не падал духом и по-прежнему продолжал свои исследования. В конце концов, обобщив и сопоставив палеонтологические данные со результатами своих наблюдений за живой природой, Рулье пришел к тому же выводу, что и позже Чарльз Дарвин. Он понял, что все живые существа вынуждены постоянно приспосабливаться к условиям окружающей среды для того, что бы выжить и оставить потомство. И именно в результате таких приспособлений и появляются новые виды. А те, кто не смог сделать этого — вымирают.

По сути, Карл Францевич на несколько лет раньше Дарвина и Уоллеса (еще в начале 50-х годов позапрошлого столетия) сформулировал теорию эволюции. Правда, термин "естественный отбор" он не употреблял, однако достаточно точно описал механизм его действия. Все свои открытия Рулье изложил в книге "Жизнь животных по отношению ко внешним условиям", которую закончил в 1852 году. Однако перед тем, как отдать ее в печать, он, по обычаю тоговремени,решилпредваритьеевыходстатей,вкоторойкраткоизлагалсвоютеорию.

Эта статья, называвшаяся "О первом появлении растений и животных на земле", была опубликована в газете "Московские ведомости" в начале 1852 года. После чего, ознакомившись с ней (а также с множеством доносов, где описывались лекции Карла Францевича), министр народного просвещения князь П.А. Ширинский-Шихматов отправил 18 января того же года циркулярное письмо попечителю Московского учебного округа В.И. Назимову, в котором требовал приостановить преподавательскую деятельность безбожного профессора. "Рулье, можно подумать, Словно бы сам присутствовал при Творении — так уверенно излагает свою теорию", — иронизировал министр.

После этого началась травля ученого, к которой, кроме министерских и полицейских чиновников, подключились и консервативно настроенные журналисты, а также деятели церкви (например, Московский митрополит Филарет (Дроздов)). Редактору "Московских ведомостей" был сделан строжайший выговор. Книга Рулье была задержана. Ректор и декан Московского университета получили предписание о "строгом и неупустительном наблюдении за университетскими лекциями" Рулье. Помимо этого попечителю Московского учебного округа генералу В. И. Назимову было предложено "обращать особое внимание на преподавание этого профессора, посещая неожиданно и выслушивая внимательно его лекции".

Кроме того, за "опасным" профессором был установлен негласный надзор, его статьи не принимались в газеты, а на лекциях появились тайные агенты, неустанно записывающие каждое слово Рулье. По словам учеников Карла Францевича, для него наступило время "тяжелых нервных мучений". Следует заметить, что ученый отличался впечатлительностью и в то же время обладал слабым здоровьем. Он стал все чаще чувствовать недомогание, однако продолжал борьбу за выход своей книги. Увы, победа не была суждена ему…

Весной 1858 года после четырех лет жесточайшей травли и бесплодных попыток отстоять свою правоту Карл Францевич скончался от инсульта (или, как тогда говорили, апоплексического удара) во время прогулки. Ему было всего 44 года. Многие из его работ остались неопубликованными и дошли до нас лишь благодаря стараниям учеников Рулье.

Та же самая книга, которую он считал своей главной работой, оставалась в списках запрещенных еще до середины 60-х годов XIX века. После она смогла увидеть свет, но было уже поздно — через год после смерти Карла Францевича весь мир узнал о теории эволюции путем естественного отбора из работ Чарльза Дарвина и Альфреда Уоллеса. У всего научного мира на устах были имена первооткрывателей новой эры в биологии. И никто, кроме преданных учеников, не вспомнил их предшественника — Карла Францевича Рулье…

Так "старания" консерваторов и мракобесов помешали российской науке получить приоритет в создании эволюционной теории. Да и вообще, многих биологических дисциплин — ведь Рулье сформулировал учение о взаимодействии окружающей среды и организма задолго до того, как немецкий ботаник Зюс ввел в обиход термин "экология". Такая дисциплина, как зоопсихология, тоже началась с работ Карла Францевича (хотя обычно и ее возникновение связывают с исследованиями Дарвина, сделанными куда позже).

Время расставило все на свои места. Мало кто сейчас помнит имена тех душителей свободной мысли, что преследовали выдающегося ученого. А имя Карла Францевича Рулье вписано золотыми буквами в историю отечественного естествознания. Однако, хоть справедливость и восторжествовала, за державу все равно обидно.

Читайте все статьи из серии "Драмы науки"

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"