Драмы науки: карданный вал противоречий

Джероламо Кардано — это сгусток противоречий, клубок запутаннейших проблем. Как и у многих других ученых, у него были враги и почитатели. Ему нередко противостояли и никчемные дураки, и выдающиеся знатоки, но самым большим искусом для него являлся он сам. Несмотря на откровенные признания, изобретатель карданного вала так и остался загадкой.

Читайте другие статьи из серии "Драмы науки":

Драмы науки: Белоусов - непризнанный гений

Драмы науки: кто украл вулканизацию?

Драмы науки: зачем Ньютону яблоко?

Драмы науки: кто изобрел велосипед?

Драмы науки: спасение от рака запретили

Драмы науки: первым хакером был фокусник

Драмы науки: в России уничтожают физику?

Драмы науки: битва за правду о Пугачеве

Драмы науки: забытый "соавтор" Дарвина

Выразим тривиальную мысль — Кардано был сыном своего века. Скажите на милость, а какого другого века он мог быть сыном или пасынком? Скептически воспринимавший многие постулаты христианской религии, он свято верил в астрологию, в силу амулетов и метопоскопию. Суеверный до мнительности, он упорно искал "естественные" объяснения всему необычному.

Опытнейший врач-практик Кардано ничтоже сумняшеся выдавал такие вот рецепты: "Для того чтобы вылечить перемежающуюся лихорадку, нужно мешать мочу, выделенную больным в течение приступа, с мукой и вылить все на дорогу; если голодная собака вылижет эту смесь, то лихорадка перейдет к ней, и больной выздоровеет".

Математик, сумевший вывести начала теории вероятностей, включая предварительную формулировку закона больших чисел, Кардано порой удивляет нас своими нелепостями, вроде этого: "Из коровьего навоза родятся 252 таракана, из которых 14 будут раздавлены, 27 умрут, будучи перевернутыми, 22 будут жить в щели, 80 выйдут прогуляться во двор, 42 укроются под виноградной лозой возле двери, а остальные отправятся в путешествие".

Отзывы о Кардано также полны противоречий. Известная английская исследовательница ренессансной культуры Фрэнсис Амелия Йейтс (1899-1981) называла Кардано — "действительно серьезный маг". А его искренний почитатель Чезаре Ломброзо утверждал, что Джероламо был "душевнобольным всю свою жизнь".

Некоторые биографы великого Миланца объясняют противоречия в мышлении Кардано его неустойчивой психической конституцией и излишним легковерием. Наиболее диковинные из его утверждений проистекают из письменных свидетельств других авторов, а также на непроверенных слухах и молве. Как личность и ученый Кардано принадлежал одновременно к двум эпохам. Истекало время "магической философии" и наставали времена буржуазного индивидуализма, чистой эмпирики и веры во всемогущество математического доказательства.

По выражению современного исследователя творчества Кардано Жака Клода Марголэна: "Этот человек сделал все, чтобы замести следы, даже написав свою удивительную автобиографию, из которой не совсем ясно, чем же следует восхищаться: его ли циничным реализмом, философской ли отвагой, фантазиями, столь обильно примешанными к его повествованию, математико-генеалогическими отступлениями, мстительным гневом, призывами к состраданию, — и из которой, в конечном счете, никак не следует, что она не является плодом воображения".

Читайте также: Мельница мифов: Менделеев и водка

Сам Кардано будто бы жалуется: "Из-за противоречий между моей душой и моей природой меня не понимали даже те, с кем я сталкивался наиболее часто". Отделенные от него десятилетиями, а то и столетиями авторы порой видели в нем предрасположенность к душевным заболеваниям и якобы его психическую неполноценность. И вроде бы тому масса подтверждений.

Джероламо опасался "возвышенных мест, хотя бы их площадь и была обширна", иной раз, признавался ученый, "меня захватывала такая трагическая страсть, что я помышлял о самоубийстве". Четырежды во время полнолуния он замечал в себе признаки умопомешательства. Иногда Кардано казалось, что мясо, которое он ел, пропитано серой, а иногда, что оно наполнено растопленным воском. У него был бред преследования: будто бы его враги шпионят за ним, чтобы его опозорить. К мании преследования иногда добавляли манию величия. Порой склонность к тому, что позднее назовут садо-мазохизмом.

"Если у меня ничего не болело, я старался вызвать боль ради того приятного ощущения, какое доставляло мне прекращение боли, и ради того еще, что, когда я не испытывал физических страданий, нравственные мучения мои делались настолько сильными, что всякая боль казалась мне ничтожной в сравнении с ними", — собственноручно написал Кардано.

На другом полюсе встречаются откровения психиатров, что Кардано был абсолютно нормальным человеком, а некоторые ненормальности в его поведении обнаруживаются лишь в последние годы жизни и были вызваны одиночеством, чувством вины перед близкими людьми, страхом смерти. Словом, всем тем, что бывает свойственно старым людям. Гениальный ученый Лейбниц назвал Кардано "великим человеком, несмотря на все его недостатки".

Читайте также: Чарльз Бэббидж - отец компьютера XIX в.

Замечательную характеристику самому себе дал Кардано: "Я взял своей эмблемой ласточку, ибо считал ее во многих отношениях олицетворяющей мой собственный нрав и привычки: она не причиняет людям никакого вреда, не избегает жить в соседстве бедных, постоянно обитает среди людей и тем не менее никогда не делается ручной… живет семейной жизнью, но сохраняет свободу движений и не держится стаями, услаждает пением хозяина дома и не выносит неволи".

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"