Музыка продлит молодость мозга

С возрастом люди начинают хуже слышать: не различают отдельные звуки в общем шуме, не сразу отвечают на обращенный к ним вопрос. Это связано не с глухотой, а с ухудшением работы нейронов. Клетки мозга пожилых людей медленнее обрабатывают сигналы. Предотвратить старческую глухоту может музыка, сообщают ученые. Мозг музыкантов остается молодым.

Исследователи из Северо-Западного университета (США) считают, что музыка — отличное антивозрастное средство для мозга. Ученые сравнили автоматический "отклик" нейронов мозга на звуки человеческой речи у трех групп испытуемых: пожилых музыкантов, людей в возрасте, не занимавшихся музыкой, а также молодых людей — не музыкантов.

По свидетельству исследователей, по скорости реакции мозг пожилых музыкантов не просто превосходил серое вещество своих ровесников, но догнал мозг молодых людей, никогда не занимавшихся музыкой. Как описывают исследователи в журнале "Neurobiology of Aging", нейроны музыкантов в старости сохраняли юношескую живость реакции. ""Это подтверждает гипотезу о том, что звуки, которые мы слышим в течение всей жизни, активно влияют на функционирование нашей нервной системы", — говорит одна из авторов исследования Нина Кросс.

Читайте также: Музыкальная эротика началась с оперы

Другая хорошая новость состоит в том, что необязательно связывать с музыкой всю свою жизнь, чтобы продлить молодость мозга. "Мозг можно натренировать так, чтобы частично возместить потерю слуха с возрастом", — говорит Дон Каспари, специалист по возрастной глухоте с медицинского факультета Южного Университета Иллинойса. Предшествующие исследования ученых из отдела нейробиологии слуха показывают, что прослушивание музыки улучшало память и увеличивало способность различать речь в окружающем шуме. (Пожилые люди нередко жалуются на проблемы с распознаванием речи в зашумленной среде).

О связи между занятиями музыкой и хорошей памятью ранее сообщали китайские ученые из университета Гонконга. Для эксперимента исследователи отобрали 90 детей в возрасте от шести до 15 лет. Ровно половина из них играли в школьном оркестре или брали индивидуальные уроки музыки, оставшиеся 45 учеников никогда не занимались игрой на музыкальных инструментах. Дети, занимавшиеся музыкой, проявили значительно более высокие вербальные способности, и их память оказалась существенно лучше, чем у тех, кто никогда не открывал ноты. Повторное исследование год спустя показало, что результаты учеников, которые за это время бросили занятия музыкой, существенно снизились.

Автор эксперимента доктор Агнес Чан сравнила данный эффект со способностями бегуна, который мог бы обыграть других новичков в теннис, хотя теннисом никогда не занимался. По ее словам, музыка развивает мозг как своего рода "универсальный тренажер". Побочным эффектом становится улучшение памяти и вербальных навыков.

Идея о том, что музыка непосредственно влияет на живые организмы, давно увлекает ученых. В 2009 году психологу из Висконсинского университета в Мэдисоне (США) впервые удалось показать, что эмоционально реагировать на музыку способны обезьяны. Саму идею эксперимента подал виолончелист Национального симфонического оркестра США, а по совместительству — преподаватель Университета Мэриленда Дэвид Тейе. Опираясь на известную гипотезу о том, что в основу человеческой музыки положены звуки, привычные нам с рождения: шум природы, биение материнского сердца, звуки человеческой речи, — он предложил сделать специальные "аранжировки" для тамаринов (Saguinus).

Изучив фонотеку звуковых сигналов этого вида обезьян, Дэвид записал несколько треков в стиле "тяжелый металл" и две спокойные баллады. Композиции были ускорены в восемь раз, чтобы тамаринам было проще их воспринимать. К удивлению ученых, опыт удался. Тамарины, никак не реагирующие на обычную человеческую музыку, при звуках произведений Тейе изменяли свое поведение.

Читайте также: Музыкальную гармонию слышат нейроны

"Тяжелый обезьяний металл" заставил их нервно озираться, трясти головой и издавать беспокойные звуки, а медленные баллады, напротив, побудили замедлить темп жизнедеятельности и умиротворенно приняться за еду. По словам Чарльза Шоудена, эксперимент доказывает, что музыка — это попытка выразить эмоцию и вызвать ответную эмоцию у слушателя, кем бы он ни был. Хорошим произведениям эта попытка удается.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"