Дневник профессора: как остановить докладчика?

"Правда.Ру" продолжает публикацию выдержек из блога дамы-профессора естественных наук в американском институте. В этот раз мы узнаем, что делать с докладчиками, которых невозможно остановить, чем опасны интервью, а также поговорим о том, справедливо ли создавать Женский Университетский Клуб для жен профессоров, а не для женщин-профессоров.

Университетские женщины. 25 октября 2011

Когда я получила свою первую должность на кафедре, университет прислал мне брошюру, информирующую о собраниях Женского Университетского клуба. "Здорово, — подумала я. Будет очень интересно встретиться с другими профессорами, исследовательницами и прочими сотрудницами. Потом я увидела, что на деле представляли собой собрания этого клуба. Его участницы собирались по утрам, в рабочее время, играли в теннис, наблюдали в бинокль за птицами, устраивали литературные клубы и мастерили поделки…

Это был клуб для жен и подруг факультетских сотрудников. Меня сбило с толку название: я-то думала, что сама отношусь к "университетским женщинам". Но, конечно, не в этом смысле.

С того момента прошло двадцать лет. И вот во время продолжительного визита в другой университет мой муж получает брошюру, которая сообщает, что при желании его жена может присоединиться к другим профессорским женам в Женском Университетском клубе. Встречи клуба проводятся в будние дни, обычно по утрам. Участницы могут играть в теннис, наблюдать в бинокль за птицами, устраивать литературные клубы и мастерить поделки…

В принципе, все нормально. Некоторые мои подруги и соседки замужем за профессорами. Кто-то из этих женщин работает, а кто-то нет. Я не осуждаю их выбор и ничего не имею против существования подобных клубов. Просто… Просто я предпочла бы, чтобы они назывались по-другому. Потому что название "Женский Университетский клуб" отсылает нас к тем временам, когда женщина могла быть "связана" с университетом лишь посредством своего брака, а не потому, что работала там в качестве преподавателя или административного сотрудника. Получается, что в классическом смысле "университетские женщины" означают женщин, которые замужем за сотрудником университета. А они все-таки скорее "невестки университета".

Читайте также: Дневник профессора: имидж — ничто…

Как это прекратить? 1 ноября 2011.

Что делать, когда во время выступления на конференции вы осознаете, что совершенно не укладываетесь в отведенное время?

Стратегия 1а. Игнорируйте знаки, указывающие на то, что пора закругляться, а также сигналы, информирующие, что ваше время вышло. Упорно доведите выступление до конца так, как и планировали, покажите каждый слайд, зачитайте все, даже самые длинные пояснения к ним слово в слово.

Стратегия 1b. Примите к сведению сигнал, указывающие на то, что пора заканчивать, но все равно доведите презентацию до конца. Не пропускайте слайдов. Скажите: "Я знаю, что у нас кончилось время, но тем не менее…", — а затем продолжайте.

Стратегия 2. Не пропускайте слайды с информацией о полученных в исследовании данных, но пропустите слайды с выводами. Или просто остановитесь на них, сказав: "К сожалению, у меня вышло время, поэтому здесь я закончу".

Стратегия 3. В противоположность второй стратегии, пропустите слайды с информацией о полученных в исследовании данных, и перейти прямо к слайдам с итоговыми выводами и зачитайте их вслух.

Стратегия 4. Услышав предупреждение о том, что время скоро выйдет, скажите: "У нас заканчивается время, поэтому здесь мы остановимся". Таким образом у вас останется несколько минут для ответов на вопросы и обсуждения сказанного.

На конференциях, которые мне довелось посетить в этом году, я наблюдала все перечисленные стратегии поведения (а может, и больше — возможно, я что-то пропустила). Мне всегда было интересно, о чем думают люди, которые получили уже несколько предупреждений, что их время заканчивается. Я знаю одного человека, который никогда не выступает меньше 20 минут, при том, что все выступления рассчитаны на 12-15. Он игнорирует все мольбы организаторов остановиться. Боюсь, никто из аудитории в это время не думает: "Время закончилось? Какая жалость! Лучше бы это человек поговорил еще". Мне кажется, что основная задача выступления на конференции — не представить подробный отчет, а дать собравшимся общее представление о том, над чем вы сейчас работаете.

Моя наносекунда славы. 2 декабря 2006.

На прошлой неделе судьба совершила неожиданный поворот: меня заметила пресса. Я оказалась соавтором одного исследования, вызвавшего интерес масс-медиа. В большинстве новостных сводок мое имя не упоминалось, а там, где все-таки упоминалось, его немного переврали. Но я была только рада отдать пальму первенства другому автору, потому что те несколько интервью, которые я успела дать, привели меня в замешательство. Оказывается, интервью сильно отличается от чтения лекций студентам. Читая лекцию, ты можешь объяснить одну и ту же вещь несколько раз, пока не удостоверишься, что тебя поняли. На интервью же у тебя только одна возможность показать себя интеллигентным человеком. Или не очень интеллигентным.

Наиболее частым оказался вопрос о том, как я попала в исследовательскую группу. Год или два назад мой бывший одноклассник сообщил мне, что опыты, которые я провожу с совершенно другими целями, были бы очень полезны в его исследовании. Они действительно оказались полезными, и мы получили совершенно удивительные результаты — хороший пример сотрудничества между разным сферами науки.

Читайте также: Дневник профессора: отпуск и муж на поводке

Но на интервью я чуть не ляпнула, что в исследование меня пригласил… тамада с собственной свадьбы. Потому что этот друг действительно был нашим тамадой, и очень хорошим.

По: материалам FemaleScienceProfessor

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"