По сообщению МВД, дело, связываемое следствием с кооперативом "Бест Вей", передано в суд.
2 февраля МВД России выпустило пресс-релиз о том, что уголовное дело, с которым следственная группа ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области связывает компании "Гермес Менеджмент", "Лайф-из-Гуд" и потребительский кооператив "Бест Вей", передано прокуратурой Санкт-Петербурга в Приморский районный суд города Санкт-Петербурга для рассмотрения по существу.
"Это значит, что обвинительное заключение прокуратурой утверждено, несмотря на наши возражения и требования отправить дело на "дослед", — говорит адвокат одного из обвиняемых, — При этом мы убеждены, что дело не может рассматриваться по существу, так как при предварительном расследовании были нарушены все мыслимые нормы УПК. Летом прошлого года следственная группа не объявила должным образом о завершении следственных действий и тем самым лишила возможности гражданских истцов и ответчиков заявить о желании ознакомиться с материалами уголовного дела и реализовать это свое право на ознакомление — это установил тот же Приморский районный суд, и его решение вступило в законную силу. Приморский районный суд также установил, что были грубо нарушены права кооператива "Бест Вей" как гражданского ответчика на ознакомление с материалами дела: фактически путем различных ухищрений, на наш взгляд, уголовно наказуемых, ему не была предоставлена такая возможность в июле. Права кооператива были восстановлены только в декабре: представители кооператива смогли ознакомиться с делом, но фактически лишь после ознакомления обвиняемых — однако нарушение порядка ознакомления УПК не допускается. По букве закона, нужно начинать все процедуры завершения предварительного расследования заново — разумеется, освободив из-под стражи обвиняемых, которые находятся в СИЗО существенно дольше предельного строка нахождения под стражей, установленного УПК".
Кроме того, отмечает адвокат одного из обвиняемых, следственная группа откровенно вела следственные действия после того, как формально они были завершены — когда происходило ознакомление обвиняемых с материалами дела, что категорически запрещено УПК. "В результате уголовное дело увеличилось с 210 томов до 254 — на 44 тома! — возмущается адвокат, — И 44 тома были подготовлены уже после того, как обвиняемые завершили ознакомление с материалами уголовного дела и расписались в том, что они завершили ознакомление. Пришлось заново открывать процедуру ознакомления обвиняемых, которая была завершена в конце января. Появилась новая версия обвинения — причем, как и в первый раз, допущены грубые нарушения при ее предъявлении, которые нарушают право на защиту".
"Количество лиц, признанных следствием потерпевшими от действий компании "Гермес Менеджмент" выросло со 198 до 221, размер ущерба, вменяемый обвиняемым — с 232 млн до 280 млн, — Неужели такие незначительные результаты по сравнению с июньским обвинением стоили столь значительных нарушений УПК, тем более что следствие открыло еще одно, "резервное" уголовное дело по примерно тем же сюжетам, и расследовать можно было в рамках этого дела? Уверен, что цель была другая: цель была — во что бы то ни стало не выпустить обвиняемых из СИЗО, чтобы их "дожать", добиться от них нужных показаний. Но никаких таких показаний следствию, как и раньше, получить не удалось, несмотря на, фактически, давление на обвиняемых и, по сути, незаконное содержание под стражей".
"В позиции информационных служб МВД мы видим некоторый прогресс, — говорит представитель Совета кооператива, — Озвучиваются реальные цифры ущерба и реальное количество лиц, признанных следствием потерпевшими. И не десятки тысяч и миллиарды, как в прошлых сообщениях. Вдумчивый читатель может сам сопоставить цифры: почему следствие арестовало 3,7 млрд на счетах кооператива и пытается арестовать недвижимость на 12 млрд, в то время как ущерб — 280 млн. При этом не говорится, что все потерпевшие предъявляют претензии к другому юридическому лицу — компании "Гермес Менеджмент". В тексте указывается: "Гражданам предлагали стать пайщиками кооператива, обещая либо новое жилье, либо получение дохода в размере до 30% годовых": здесь тоже определенный прогресс в том, что "либо, либо", хотя и говорится, что и то, и другое — в кооперативе, что неправда. Есть два разных проекта, два разных юридических лица — "Гермес Менеджмент", который размещал на счетах деньги для пассивного дохода и кооператив, который приобретал квартиры для пайщиков на некоммерческих условиях. Ни юридической, ни финансовой взаимосвязи между ними не было. С весны прошлого года ни один из членов Совета или работников правления кооператива не имеет никакого отношения к "Гермесу"".
Кроме того, замечает представитель кооператива, 221 недовольный — это, судя по данным самого следствия о том, что у "Гермеса" многие десятки тысяч клиентов в России, ничтожная доля от этого количества клиентов. "Это точно обманутые, или это люди, которые с помощью следствия пытаются получить под контроль активы? — вопрошает он, — Почему эти обманутые не подтвердили свои требования сначала в гражданском суде? Дальше: причем тут их претензии и кооператив как юридическое лицо? Были пайщики, которые сотрудничали с "Гермесом" — ну так обеспечивайте обязательства за счет их активов: для погашения 280 млн этих активов хватит с лихвой!"
"Еще одна сентенция пресс-релиза показывает, что пресс-служба МВД никак не может обойтись без передергивания, — замечает юрист, участвующий в защите интересов кооператива, — В тексте говорится: "Они (пайщики "Бест Вей", — Авт.) вложили в жилищный кооператив более 15 миллиардов рублей, два миллиарда из которых организаторы криминальной схемы присвоили". Во-первых, два миллиарда пошли на обеспечение деятельности кооператива — налоги, зарплату; на маркетинговые задачи: квартира сама себя не купит. Все эти задачи предусмотрены уставом кооператива, они финансировались не из паевых средств, а из специальных фондов кооператива, пополнявшихся за счет вступительных и целевых взносов. Во-вторых, в документах следствия говорится о нецелевом, с его точки зрения, расходовании этих двух миллиардов, а в пресс-релизе — о том, что их присвоили, то есть о хищении, а это, как говорится, две большие разницы!"
"С передачей уголовного дела в суд для рассмотрения по существу борьба кооператива и его пайщиков за свои права вступает в новый этап, — говорит представитель Совета кооператива, — Этап, когда мы будем добиваться снятия установленных следствием ограничений на его работу, ведь результатом расследования уголовного дела стало выяснение того, что претензии к кооперативу как таковому отсутствуют. Предстоит, скорее всего, долгая борьба, но у кооператива есть все юридические основания выйти из нее победителем!"