За последние три года доля жилья с чистовой отделкой на рынке массового сегмента Московского региона достигла 20% и в среднем выросла в два раза. О том, почему готовое жилье завоевывает рынок и насколько эта чистовая отделка соответствует потребностям и вкусам покупателей, рассказывает директор по стратегическому развитию ФСК "Лидер" Павел Брызгалов.
Отечественный рынок недвижимости, родившийся в начале 1990-хгодов, прошел долгий путь становления — и в плане законотворчества, и в плане выработки методов и способов своего существования, время от времени посматривая в сторону Европы и Америки. Длительное время идея продавать жилье с готовой отделкой, как это принято на Западе, где, к слову сказать, крайне сложно найти предложение без отделки, воспринималась, мягко говоря, как неумный ход, который будет проигнорирован покупателями, а проект неизбежно станет неликвидом. Тенденция, связанная с продажей квартир с готовой отделкой в новостройках, начала усиливаться с 2008 года: тогда это были единичные проекты, и вряд ли кто-то мог предположить, что через 5-6 лет ситуация стремительно изменится.
Хотя стоит отметить, что в индустриальном строительстве практика сдачи жилья с отделкой была всегда, однако масштабная экономия на качестве отделочных материалов и вообще любых строительных элементах — от батарей до кранов и дверных ручек — сильно сказывалась на внешней привлекательности квартиры. А о сделанном ремонте новоселы говорили, что лучше бы его не было вовсе. Альтернатива отсутствовала: один вид обоев для стен, один вариант линолеума и керамической плитки для ванной и кухонного фартука. Все — в рамках функциональной необходимости и за минимальные деньги. Поэтому счастливые обладатели новых квартир сразу же после получения ключей затевали перепланировки и ремонты, снося все, что было на днях доделано рабочими строительной организации, и воплощая в жизнь все свои самые давние мечты (или копировали идеи, подсмотренные в модных интерьерных журналах), например, о кухне-гостиной, или многоярусном потолке из гипсокартона с разнокалиберной подсветкой, и т. д. Другими словами, воплощая свое видение о том, каким должно быть современное жилье. Это, по сути, был способ самовыражения и индивидуализации, которого по большому счету люди, жившие в эпоху стандартизированного, типового жилья, были попросту лишены.
Однако, менялся не только рынок — происходила смена парадигмы в умах людей, которые купив и отремонтировав одну-две-три квартиры, с тоской и ужасом думали об очередных ремонтных работах, предстоявших при покупке квартиры в новостройке. Через 20 лет пришло понимание, что на формат "сам себе режиссер" явно нет ни сил, ни времени. А по большому счету — и средств, ведь большинство сделок по покупке квартир в массовом сегменте — до 80% — происходят с привлечением ипотеки. С одной стороны, покупателям не до изысков: ипотека и ремонт накладно бьют по карману, но с другой стороны — все-таки хочется, чтобы в новой квартире и самим было жить приятно, и гостей позвать было бы не стыдно.
И, поняв это (а также проведя не одно маркетинговое исследование), девелоперы пришли к выводу, что отечественный рынок недвижимости выходит на качественно новый уровень. И как бы там ни было, но девелоперскому сообществу придется изменить свой подход: конечно, в разы проще строить и продавать бетонные коробки, но изменение конъюнктуры рынка вынуждает присматриваться к тому, чего же хочет покупатель. А покупатель, как выяснилось, созрел для того, чтобы приобретать отремонтированную квартиру. Вкусы вкусами, но здравый смысл берет верх: лучше сразу получить готовое жилье, стоимость ремонта которого уже включена ипотечный кредит, нежели самому возиться с ремонтом, месяцами прочесывая строительные рынки в поисках адекватных по цене и качеству материалов. К тому же обилие вариантов отделки в массовом сегменте не может не радовать: с среднем в новостройках предлагаются два-три стилевых решения как правило в нескольких цветовых решениях. Встречаются и особые варианты — дизайнерские, которые придутся по душе тем, кто все-таки хочет иной интерьерной выразительности.
Экономика процесса простая: массовая отделка — это оптовые закупки, которые снижают стоимость. Тем самым в выигрыше остаются все: застройщик расширяет линейку своей продукции, потребитель экономит порядка 15-20% средств, а также массу времени и нервов.
Аналогичная ситуация с меблированными квартирами. Да, сейчас можно купить квартиру в новостройке не только с чистовым ремонтом, но и с мебелью! Хотя справедливости ради надо отметить, что доля таких предложений составляет всего 0,6% от всего объема рынка. Здесь в основе экономики — партнерские отношения застройщика с производителями мебели.
В обоих случаях в экономику вплетается такой, казалось бы, нематериальный актив как лояльность покупателей: получая отделку и мебель по наилучшей цене, они впоследствии рекомендуют покупку жилья в аналогичных проектах своим родственникам и друзьям, а это лучший признак того, что продукт востребован.
Если говорить о перспективе, то в скором времени в массовом сегменте отделка должна стать обязательным атрибутом: в ближайшие 5 лет количество комплексов с черновой или чистовой отделкой может достичь 50 — 60% рынка. Например, в IV квартале 2017 года на рынок не вышло ни одного проекта без возможности приобретения квартир с черновой или чистовой отделкой. Готовые квартиры с меблировкой, вероятно, смогут занять нишу в 5-10%, так как лишь немногие застройщики захотят заниматься процессом налаживания отношений с производителями на взаимовыгодных условиях.