Недобросовестных застройщиков в РФ посчитают и внесут в спецреестр. Этот реестр станет еще одной мерой в борьбе с таким явлением, как обман дольщиков. При этом есть и федеральный закон, и жесткое налоговое законодательство, но на махинаторов они не действуют. Почему дольщиков в России продолжают обманывать? "Правда.Ру" опросила экспертов.
Участие в долевом строительстве у наших сограждан всегда вызывает подсознательный страх. Опасность остаться без жилья и без вложенных денег (совсем не малых), связавшись с застройщиками, существует в российских реалиях на протяжение второго десятка лет. А ведь закону, регулирующему долевое строительство, в грядущем году исполнится десять лет.
Утвержденный в 2004 году федеральный закон № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" вступил в силу 1 апреля 2005 года. Однако то ли застройщики не приняли первоапрельский закон всерьез, то ли эффективность его оказалась сомнительна, но число недобросовестных застройщиков, а также количество обманов и мошенничества в этой сфере стабильно находится на высоком уровне.
О том, почему законодательные меры не действуют должным образом на нерадивые строительные и инвестиционные организации, "Правде.Ру" рассказал депутат горсовета города Набережные Челны и генеральный директор жилищно-строительной компании "Комфортное жилье" Михаил Золотухин:
"Для того, чтобы бороться с недобросовестными застройщиками, механизм у государства уже давно есть — это федеральный закон 214 о долевом участии в строительстве жилья, который в свое время в очень жесткие рамки загнал застройщиков, — рассказывает Михаил Золотухин. — Если соблюдать 214 закон и налоговое законодательство и его в периоде отслеживать, там больше думать не о чем, там все и так достаточно прозрачно. Если застройщик собирает деньги наличными деньгами, и лишь часть денег собирает в качестве риелторских услуг, или вообще договора не регистрирует — о чем можно говорить?"
По мнению эксперта, проблема до сих пор остается нерешенной по вине исполнительной власти, представители которой выполняют контрольные функции избирательно, вместо того, чтобы следить за всеми игроками строительного рынка.
Для того, чтобы вылечить этот сегмент от болезни, необходимо следить за исполнением налогового законодательства, за поступлением денег на расчетные счета, а также необходимо проверять целевое использование денежных средств, поступающих по договорам долевого участия.
"Вы в периоде проверяйте — пожалуйста, не вопрос, там же есть механизмы, которые по 214 закону позволяют это делать, и соблюдение заключения договоров о регистрации своих проектов. Все! Больше делать ничего не надо", — заявляет Михаил Золотухин.
Желая побыстрее распродать новостройку, застройщик получает следующие риски:
С тем, что никакие меры со стороны государства не оказывают положительного влияния на строительную отрасль, соглашается и заместитель секретаря Общественной палаты РФ и вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Гриб, по словам которого права дольщиков, удивительным образом, не могут защитить ни уголовно-правовые, ни административно-правовые меры.
Несколько оснований для того, чтобы проблема по-прежнему была актуальной:
"Многие полномочия, в том числе даже экспертные, отданы на откуп саморегулируемым организациям", — объясняет юрист, по словам которого в России заняться строительством жилых домов может любой дилетант, достаточно просто в поисковике в интернете ввести фразу "куплю строительную компанию или строительную фирму", чтобы узнать невысокую цену этого начинания.
Читайте также: В Москве возвели 5 млн метров жилья в 2019 году
Впрочем, по словам адвоката, существуют и объективные причины существования проблемы недобросовестных застройщиков, которые заключаются в слабой поддержке банковского сектора, а именно в высоких ставках по кредитам для жилищного строительства.
То есть, если речь не идет о преднамеренном обмане или мошеннических схемах, то нередко к банкротству застройщиков приводят проблемы с финансированием, а также административные сложности, возникающие в процессе оформления ряда документов. Именно доступность этого бизнеса в России делает его ненадежным.
"Мы еще, может быть, не дошли до такого уровня развития государства, наших корпоративных организаций, чтобы доверить исключительно весь контроль за строительным рынком саморегулируемым организациям", — считает Владислав Гриб.
Очевидно, что создание реестра недобросовестных застройщиков — это лишь поверхностная мера, которая поможет выявить уже существующих нарушителей и не позволит им продолжить свою деятельность, однако эта мера никоим образом не вылечит сегмент долевого строительства от вышеперечисленных проблем. И гражданам по-прежнему с опасением придется принимать решение о долевом участии в проекте.
Читайте также: Спрос на новое жилье в Москве упал в 2019 году
Вести реестр поручено министерству регионального развития РФ при участии представителей Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, которые теперь обязаны представлять в минрегион сведения об участниках аукционов, уклонившихся от заключения договоров купли-продажи или аренды земельных участков Фонда, либо договоров безвозмездного срочного пользования такими земельными участками. Российский премьер Дмитрий Медведев отвел ведомствам всего три месяца на утверждение порядка ведения реестра недобросовестных застройщиков.
Читайте также:
Как проверить недвижимость перед покупкой
Эксперты: из недостроя в России можно создать город-миллионник