Элиты обсудили ввод в РФ режима "крепость" для богатого народа

Ежегодная, на этот раз 29-я, ассамблея Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) прошла 2-3 октября в подмосковном пансионате "Лесные дали".

Темой нынешнего собрания было "Есть идея? Куда идёт Россия в период кардинальных международных сдвигов".

По словам организаторов, помимо пандемии коронавируса в мире, Россия продолжает сталкиваться и с иными политическими и экономическими вызовами. И эти вызовы, как минимум, необходимо осмыслить, а впоследствии и понять, как можно на них ответить.

Без сомнения, ключевым спикером на мероприятии стал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который стоит у истоков СВОП и является своеобразным "ветераном" этого сообщества.

Глава российского МИД начал своё выступление с актуальных проблем, коснувшись развития "тройственного англо-саксонского альянса" AUKUS, в который сейчас входят

Этот альянс уже стал причиной скандалов в силу сорванной сделки по дизельным подводным лодкам между Францией и Австралией на 66 миллиардов долларов. Теперь Австралия строит АПЛ на американских верфях и разорвала контракт с Парижем.

Но помимо экономики, AUKUS несёт и политические угрозы, меняя расклад сил и угрожая стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По словам Лаврова, "новый альянс между США, Австралией и Великобританией, а также четырёхсторонний диалог по безопасности США, Индии, Японии и Австралии (Quad) размывают универсальные форматы сотрудничества в АТР, которые существовали последние десятилетия под эгидой Ассоциации государств Юго-Восточной Азии".

Стоит, кстати, добавить, что появление атомного военного подводного флота у Австралии выглядит ещё и крайне сомнительным с точки зрения Договора о нераспространении ядерного оружия.

Следующее, на чём остановился министр иностранных дел России — это концепция многополярного мира. По словам Лаврова, выстраивание этой модели займёт ещё длительное время, однако уже сейчас "центр мирового развития сместился из Евроатлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион и в его ключевую часть — Евразию".

При этом, говоря о роли России в глобальной политике, Сергей Лавров отметил: "Не только советский, но и мировой опыт говорят о том, что идеологизация внешней политики — это путь проигрышный".

Также российский дипломат подчеркнул: "Цель нынешнего внешнеполитического курса России заключается в создании максимально благоприятных внешних условий для внутреннего развития РФ с точки зрения безопасности, экономических задач и социального положения граждан".

Он подчеркнул, что во внешней политике у России нет идеологических пристрастий и табу, что является преимуществом нашего государства на международной арене.

С другой стороны, как отмечали наблюдатели, ассамблея СВОП была максимально плюралистична.

И по каждому вопросу звучали не просто альтернативные, но даже прямо противоположные мнения. К примеру, ряд спикеров ассамблеи высказались как раз за построение в России такой идеологии, которая бы обеспечила стране прорывное развитие.

Впрочем помимо этих тезисов звучала и масса иных идей и предложений.

Например, прозвучал вопрос о том, почему "мы стесняемся слова Империя". Речь идёт о том, что трёхсотлетие Российской империи, которое должно отмечаться в этом году, на практике не отмечается практически никак.

А сама эта тема почти полностью отсутствует в публичной общественной, культурной и политической повестке.

Также на ассамблее звучали и соображения по поводу современного статуса России на внешнеполитической арене.

"Мир становится бессмысленно непредсказуемым, впереди десятилетия хаоса. Мы видим цивилизационный кризис Запада, который меняет самую суть его политики. При этом даже понятный китайский вектор невозможно просчитать на десять лет вперед", — заявляли спикеры.

"Готовиться нужно ко всему. С Западом поддерживать торговые отношения, не прерывать связей, но при этом у нас нет субъекта для сделки, они сейчас невозможны. Надо заниматься самими собой. "Крепость Россия" — главная ценность. Лучше выходить из "крепости", чем иметь мягкие идейные и военные границы". Главное, всё же, чтобы в текущих реалиях "крепость" не превратилась в "острог".

Но, кажется, представители российской политической элиты на самом высоком уровне понимают эту угрозу. Поэтому и Лавров отметил необходимость повышения качества и уровня жизни граждан внутри самой страны.

Кстати, отмечали этот вектор в выступлениях многих участников ассамблеи СВОП и внешние наблюдатели. Так, по мнению редакции проекта "Ватфор", "большинство участников мероприятия, как представляется, понимают, что самое главное — внутреннее развитие. И несмотря на предположение некоторых о том, что наш народ может затянуть пояса ради великой цели, опять же куда больше выступавших говорили про необходимость обеспечения достойного уровня жизни и наращивания внутреннего потребления, а не его сокращения".

Ещё один интересный момент нынешней ассамблеи — это устремлённость в будущее. Несмотря на непредсказуемость внешней политики, спикеры говорили о необходимости цифрового развития страны в сфере ИИ, квантовых вычислительных технологий и иных приоритетных направлений, признавая их насущную необходимость. И не только в оборонной сфере.

При этом спикеры сетовали на то, что в стране продолжается "утечка мозгов". Только теперь она несколько видоизменилась. Если раньше специалисты физически мигрировали, то теперь они работают удалённо, но в рамках иностранного заказа. И выход в данной ситуации, по большому счёту, один — создавать свои выгодные и перспективные контракты.

Вообще, все ассамблеи СВОП — это не столько про конкретику, сколько про очерчивание общих контуров и направлений, по которым и пойдёт дальнейшая, уже предметная работа экспертного и политического сообщества.

Нынешняя 29-я ассамблея в этом плане особо ничем не отличалась. Однако главное, что СВОП продолжает работу и выполняет свою основную функцию, работает над определением образа будущего России как в плане внутренней политики, так и в глобальных процессах.